На авто по Хорватии. Отличные дороги, незаметная полиция и приличные штрафы за превышение скорости

Для подобной поездки нужно 
подготовить традиционный пакет документов: автомобильная гринкарта, водительские права, медицинская страховка, загранпаспорт с действующей визой. Если у вас уже имеется действующая шенгенская виза категории С или D, то оформлять хорватскую визу не требуется. А вот если таковой в паспорте нет, то для ее получения лучше обратиться в посольство другой страны: Хорватия хоть и входит в Европейский Союз, но не является страной-участницей Шенгенского соглашения, поэтому с хорватской визой нельзя перемещаться транзитом по Европе. В этом случае оформлять визу лучше в посольстве страны, которая будет находиться поблизости от вашего маршрута (например, Словения или Италия).

В машине при себе нужно иметь классический набор инвентаря: запаска, светоотражающий жилет, аптечка, огнетушитель, аварийный знак и трос. Также не будут лишними парковочные «часики», которые необходимо класть под лобовое стекло на время парковки машины в некоторых европейских городах. Остальное на ваше усмотрение. Я, например, на всякий случай всегда беру с собой набор для ремонта шин, а также минимальный набор инструмента. Нелишним будет навигатор или приложение с офлайн-картами, которые нужно предварительно закачать на смартфон (самые популярные - Waze, Sygic или MapsMe). А вот брать с собой дополнительную канистру для топлива не рекомендую: в ряде стран Европы этот аксессуар вне закона.

Что касается автомобиля для теста, то дизельный кроссовер, пожалуй, наиболее удобный вариант: Volkswagen Tiguan подошел для этой поездки идеально. Для подобных автопутешествий он обладает тремя ключевыми качествами: низкий расход топлива (за время поездки он составил всего 6,4 л/100 км), высокий клиренс и полный привод, позволяющие даже на европейских дорогах чувствовать себя за рулем гораздо вольготнее. А продуманная эргономика дает возможность без всяких болей в спине совершать долгие марш-броски.

В качестве обувки для автомобиля в этот раз были взяты шины Nitto NT421Q . Такой выбор был не случаен: несмотря на то, что в России японский бренд известен не так давно, положительных отзывов у российских автолюбителей накопилось уже немало. Кроме того, этот шинный производитель завоевал немалую популярность в Северной Америке - основном рынке сбыта шин Nitto. Тем интереснее было испытать новинку, особенно в столь протяженном путешествии. О выборе, к слову, сожалеть ни разу не пришлось: как и сам автомобиль, за почти 6 тыс. км японские шины показали себя как нельзя лучше.


Чтобы добраться на автомобиле до Адриатического моря, требуется относительно не так уж много времени: если не ставить рекорды скорости и меняться с напарником за рулем во время трипа, то доехать в относительно комфортном темпе можно за два дня (всего около 2500 км от Москвы). Впрочем, если преодолеть 1200–1300 км в день для вас не проблема, то можно осилить маршрут и в одиночку. Если стартовать из столицы, то раздумывать над маршрутом особенно не приходится: выбираем довольно свободное, хоть и с обилием населенных пунктов (а следовательно, под надзором огромного числа камер фотофиксации) Минское шоссе, которое плавно перетекает в более скоростную белорусскую магистраль М-1, где почти на всем протяжении действует ограничение в 110 км/ч. Так, 1100 км от Москвы до Бреста занимают 12–14 часов. А вот уже на подъезде к Бресту стоит определиться с выбором одного из трех пограничных пунктов: загруженность границы можно отследить по веб-камерам, прямую трансляцию с которых можно увидеть на местных сайтах (например, virtualbrest.by). Самым удобным местом ночлега как для меня, так и для многих автотуристов, является польский Люблин - наиболее крупный и близкий город после пересечения границы.

Следующий день по пути в Хорватию ввиду отсутствия жестких пограничных зон проходит уже интереснее: после белорусского однообразия пейзажи, казалось бы, скучной Польши радуют глаз. Но для автотранзита здесь есть один серьезный недостаток - дефицит скоростных автомагистралей. От этого большая часть пути будет проходить по крайне медленным населенным пунктам.

Далее следуют Словакия и Венгрия. Но не забудьте заранее позаботиться о покупке электронных виньеток: стоимость 10 дневного проезда относительно невысока (по 10–15 евро), а штрафы за их отсутствие могут сильно подпортить выделенный на отдых бюджет (в Словакии - от 140 до 700 евро). Также виньетки необходимо приобретать заблаговременно на АЗС, если вы планируете ехать через Словению, Австрию или Чехию.

После выезда из Польши дорога стала немного веселее: трассы незагруженные, причем большая часть маршрута здесь пролегала по скоростным магистралям. По пути угораздило попасть в сильный ливень, где ходовые качества автомобиля уходят на задний план, а на первый, разумеется, выходят характеристики шин. Так, даже на мокрой трассе благодаря установленным Nitto «Тигуан» сохранял заложенную в него отличную курсовую устойчивость на высокой скорости, при этом ни разу не было и намека на аквапланирование.

Знакомство с Хорватией, пожалуй, лучше начинать с ее столицы - Загреба. Город на редкость тихий, дружелюбный и крайне очаровательный. Население - всего 790 тыс. человек, количество которых в сезон отпусков увеличивается вдвое. Центральная часть города делится на две главные зоны: Верхний и Нижний город, которые соединены между собой компактным фуникулером и сетью многочисленных лестниц. Забавно, что две половинки старого города так не похожи друг на друга: в Верхнем городе, где на узких и уютных улочках будто бы застыло время, тихо и умиротворенно. В Нижнем же наоборот: на широких площадях раскинулись многочисленные крупные кафе, местами видны вкрапления технологичного и современного градостроительства, а на пешеходных улицах каким-то образом внезапно возникают бесшумные трамваи и безобидно просачиваются сквозь толпы туристов.


Одна из визитных карточек города - сочетание разных архитектурных стилей, которые органично соседствуют друг с другом. В прогулке по городу вы наверняка заметите мозаичную крышу католической приходской церкви св. Марка (1242 г.), на которой изображены гербы Хорватии, Славонии, Далмации и Загреба. Издалека это покрытие напоминает огромную вышивку из разноцветного бисера. Не меньшее впечатление производит Загребский собор (1093 г.), перестроенный в 1880 году в неоготическом стиле, а также один из лучших образцов барочной церковной архитектуры Хорватии - церковь св. Екатерины (1632 г.). Верхняя точка города - башня Лотршчак. Если услышите выстрел, не пугайтесь: установленная на вершине башни пушка Grički top таким образом напоминает жителям, что наступил полдень. От башни открывается великолепный вид на Загреб. Рядом же, как ни странно, на стенах красуются граффити с изображением Николы Теслы, который родился в хорватском городе Госпич, ранее принадлежавшем Австрийской империи.


Побережье Хорватии богато живописными курортами, расположившимися на полуострове Истрия и побережье Кварнера: Умаг, Пореч, Ровинь, Пула, Медулин, Дуга-Увала, Рабац, Опатия, Ловран… Выбирай любой - не прогадаешь. После недолгих раздумий было решено отправиться в Пореч. Как и Загреб, этот город приятно удивляет своей интеллигентностью (назовем это так). Что столица, что прибрежные городки очень располагают к спокойному и размеренному времяпрепровождению, ничуть не посягая на вашу зону комфорта.

Пореч - совсем небольшой город-курорт (население около 7,5 тыс. чел.), который примечателен главным образом своей исторической культурной частью. Расположенный в маленькой бухте Старый город, многие здания которого построены аж на фундаментах древнеримских построек, выразителен даже ночью. Особый шарм этому месту придает его богатое прошлое: Пореч был основан два тысячелетия назад во время правления первого римского императора Октавиана Августа, после чего поменял немало хозяев: он принадлежал Венеции, Австрии, Италии, Югославии. Неудивительно, что даже сейчас этот город, как и вся Истрия, крайне многонационален, отчего ощущение, что находишься именно в Хорватии, быстро улетучивается. Возможно, поэтому многие жители определяют свою национальность как «истриец».



В городе полно достопримечательностей: древние городские укрепления, Северная и Пятиугольная башни, площадь Марафор, храм Марса и великолепная Евфразиева базилика, которая в 1997 году была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На уютных улочках полно кафешек на любой вкус, хватает с лихвой сувенирных лавок, а также картинных галерей с работами местных художников и мастеров. Любителям традиционного пляжного и спортивного отдыха тоже будет чем заняться: побережье курорта, растянувшееся на 65 км, изобилует многочисленными лагунами с развлекательными центрами, где можно, например, покататься на водных лыжах, заняться дайвингом или зайти на один из 165 теннисных кортов (игру в теннис здесь особенно любят). С проживанием также проблем быть не должно: есть и 5-звездочные отели со стоянками для яхт, и сдающиеся в аренду апартаменты по разумным ценам.

Для возвращения домой можно выбрать совершенно иной маршрут - с заездом в Италию, Словению, Австрию, Словакию, Чехию, а затем в Польшу. В своей поездке я предпочел заехать в портовый итальянский городок Триест, где последние 50 лет проходит впечатляющая парусная регата Барколана, собирающая ежегодно более 2000 парусных судов и около 300 000 зрителей. Далее в маршрут я бы обязательно включил Словению. На совсем небольшой территории этой страны собрано столь широкое многообразие живописной природы, в реальность которой поначалу сложно поверить. Буквально за 1–2 дня можно полюбоваться величественным горным хребтом Альп, заскочить на знаменитое озеро Блед, а также убедиться, что удивительные на фотографиях словенские реки действительно имеют столь отчетливый изумрудный оттенок. Особенно порадовало обилие горных серпантинов: для активного драйвера здесь раздолье! Выбранные для теста шины и в этот раз не подвели. Хорошее сцепление с дорогой Nitto NT421Q сохраняли даже при динамичной езде по самым разным горным дорогам: что на асфальте, что на грунтовке или брусчатке, Volkswagen цепко хватался за покрытие.

По дороге домой можно заехать в излюбленную туристами всего мира Вену, если, конечно, после столь насыщенного отдыха у вас останутся на это силы и время.

В конце путешествия мы заехали в сервис-центр Vianor, чтобы проверить состояние шин. За 6000 км ни одна из шин не пострадала, а износ протектора составил всего 1 мм. Отличный результат!

NITTO NT421Q

Компания Nitto Tire была основана в Японии почти 70 лет назад, в 1949 году. В Штатах шины Nitto знают с 1995 года, и сегодня в этих двух странах марка входит в число наиболее узнаваемых. В России бренд Nitto официально присутствует с 2015 г. и постепенно набирает популярность. Философия бренда стоит на трех опорах: безопасность, инновации и удовлетворенность клиентов.

В России бренд Nitto ориентируется на социально активную и относительно молодую аудиторию, для которой важны такие ценности, как престиж и стиль.

Модель NT421Q, одна из последних разработок компании, предназначена для городских внедорожников и кроссоверов премиум-класса. Асимметричный рисунок протектора спроектирован таким образом, чтобы шина, помимо комфортной и тихой езды, могла обеспечить автомобилю оптимальное сцепление на мокрой и сухой дороге. В блоках протектора NT421Q применены трехмерные многоволновые ламели, которые гарантируют максимальный коэффициент сцепления на мокрой поверхности без ухудшения управляемости автомобиля. Сохранить необходимый контакт шины с дорогой также призваны три широкие продольные канавки, которые эффективно отводят воду из пятна контакта. Увеличенные внешние блоки протектора отвечают за сохранение устойчивости автомобиля в поворотах и за курсовую устойчивость на прямых участках на высокой скорости. Чтобы, в свою очередь, снизить уровень шума при качении, в конструкции протектора NT421Q была применена особая мелкая насечка на стенках канавок, которая создает препятствие для потока воздуха и снижает звуковые колебания. На данный момент шины представлены в 30 типоразмерах с посадочными диаметрами от 16 до 21 дюйма.

Подготовка к путешествию требует знаний о стране, которую вы планируете посетить. Особенно это касается поездки на автомобиле. В этой статье расскажем об особенностях путешествия на машине в Хорватию: оплате дорог и их стоимости, цене на топливо, особенностях ПДД и комплектации авто, местах для отдыха на автобанах, парковках в городах, качестве дорог. Делимся своим опытом путешествия в Хорватию на автомобиле.

Маршрут Украина – Хорватия.

Дорога из Украины в Хорватию проходит через Венгрию. Все, что нужно знать путешественникам для поездки по венгерским дорогам читайте в этой статье:

В зависимости от морского курорта Хорватии может быть два основных маршрута:

1.Маршрут на хорватские курорты полуострова Истрия: Киев – Львов – ПП Берегово, или Косино – Будапешт – Загреб – ваш курорт. Наиболее интересные места Истрии для отдыха на море: Пореч, Рабац, Опатия.

На карте для примера дорога Киев-Пула. Расстояние -1750 км:

Отчет о нашем отдыхе на полуострове Истрия смотрите здесь:

2. Маршрут на хорватские курорты региона Далмации: Киев – Львов – ЧП Берегово, или Косино – Будапешт – Загреб – ваш курорт. Самые популярные морские курорты этой области Задар, Шибеник, Сплит, Макарска, Дубровник, острова Крк, Раб, Брач, Хвар.

На карте для примера дорога Киев-Макарска. Расстояние – 1940 км:

В дороге из Украины в Хорватию нужны 2 ночевки. На первую ночь, как правило, мы останавливаемся во Львове или Сколе. Читайте также:

Вторая ночевка – в Будапеште. Где остановиться в столице Венгрии? Смотрите подборку отелей:

Платные дороги Хорватии

В Хорватии платными являются только автобаны. Параллельно с ними есть бесплатные дороги, проходящие через города и села. Соответственно скорость проезда по ним будет меньше, времени тратится значительно больше, а стоимость – легче для кошелька. С транзитной целью мы двигались платными магистралями, а во время автомобильной “прогулки” по окрестным городам – по второстепенным бесплатным дорогам.

За пользование скоростными автомобильными дорогами предусмотрена плата. В отличие от или , где плата зависит от срока пользования автобанами, в Хорватии размер платы зависит от расстояния, которое вы проехали.

Стоимость платных дорог Хорватии.

В Хорватии платными дорогами управляют четыре компании, которые распределены по разным регионам. У каждой свой тариф. Например, расстояние 80 км по трассе Е 751 (А9) на отрезке от границы Словении (в районе Умага) до Пулы мы заплатили 48 кун (6,8 евро), а за почти такое ​​же расстояние 75 км по этой же трассе E 751 (А9 + А8) на отрезке от Пулы до Лупоглава (село возле г.Хум) мы заплатили гораздо меньше – 28 кун (4 евро).

Приблизительные тарифы за пользование платными дорогами.

Отрезок Загреб – Дубровник (590 км) трасса А1

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 21 евро.
  • Для легковых автомобилей – 35 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 49 евро

Отрезок Пула – Умаг (77 км) трасса А9

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 3,5 евро.
  • Для легковых автомобилей – 6,8 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 9 евро

Отрезок Vranja- Kanfanar (46 км) трасса А8

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 1 евро.
  • Для легковых автомобилей – 1,6 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 2,4 евро

Карта платных автомобильных дорог Хорватии

Оплата дорог.

Как оплатить дороги Хорватии. При въезде на платный участок автобана и выезде с него установлены специальные пункты. Об их наличии задолго предупреждают дорожные знаки.

Так выглядит пункт въезда на платный участок автобана. Заезжаете, нажимаете на автомате на кнопку “Ticket”

и получаете вот такой талон. Важно! Пока едете по этому платному участку трассы, не потеряйте и не сгибайте талон, ведь он будет нужен для оплаты на выезде.

Оплата за пройденные километры осуществляется в специальных пунктах оплаты. Они установлены на съездах с автобана и на нем по завершению платного участка. К оплате принимаются наличные и банковские карточки. Мы использовали карту. При этом автомат не требует пин-код. Поэтому к оплате принимаются карты без чипа.

На пункте оплаты выбираете вид платежа: наличные или карта. Для каждого вида – своя дорожная полоса на пункте, обозначенная соответствующим знаком. Для оплаты наличными въезжаете на одну полосу пункта, а для карты – это совсем другая, соседняя.

Для оплаты нужно вставить в автомат талон, который вы получили при въезде на платный участок.

В автомате и также на экране у шлаґбаума высветится сумма в кунах, которую нужно оплатить. Можно выбрать язык, на котором удобнее пользоваться. Платите, получаете квитанцию ​​и после поднятия шлаґбаума путешествуете дальше.

Также в Хорватии есть специальные участки, за пользование которыми берется дополнительная плата.

Оплата производится в хорватских кунах.

Мост на остров Крк

Стоимость проезда по мосту:

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 3 евро.
  • Для легковых автомобилей – 5 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 6,2 евро

Тоннель Учка

Находится в Национальном природном парке Учка, на полуострове Истрия, по дороге между Пулой и Риекой.

Въезд в тоннель. Пункт оплаты. Принимаются наличные и карты.

Сам тоннель хорошо освещен, с качественной дорогой, как и все европейские туннели, например, в . Длина тоннеля – 5 км.

Стоимость проезда по тоннелю:

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 2,4 евро.
  • Для легковых автомобилей – 4 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 5,9 евро

Тоннель Свете Илия

Тоннель соединяет прибрежную и материковую часть в регионе Сплит-Далмация. Он проложен от автобана E 65 до популярных курортов региона Макарска Ривьера. Является частью горной дороги D 76 между городами Баст и Растовац. Длина тоннеля 4,2 км.

Стоимость проезда по туннелю:

  • Для мотоциклов стоимость составляет – 1,8 евро.
  • Для легковых автомобилей – 3 евро.
  • Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 4 евро

ПДД Хорватии

Правила дорожного движения практически не отличаются от соседних стран Евросoюза.

Максимальная разрешенная скорость

  • в населенных пунктах – 50 км / ч
  • за пределами населенного пункта – 90 км / ч
  • на дорогах для автомобилей – 110 км / ч
  • На автомагистралях – 130 км / ч

Для водителей младше 24 лет максимальная скорость уменьшается на 10 км / ч. Штраф за нарушение скоростного режима – от 40 евро.

Ближний свет фар

Обязательное использование 24 часа в сутки в течение года. Штраф за нарушение – 40 евро.

Алкоголь

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови – 0,5 ‰. Штраф от 135 евро.

Перевозка детей

Детей в возрасте до 3 лет нужно перевозить в специальных креслах на переднем сиденье спиной по направлению движения. Подушка безопасности в этом случае должно быть отключена. Детей в возрасте от 3 до 5 лет нужно перевозить на заднем сиденье автомобиля в специальных детских удерживающих системах. Детей старше 5 лет нужно перевозить в детских креслах соответствующих росту и весу ребенка. Штраф от 67 евро.

Ремни безопасности.

Использование ремней безопасности обязательно для пассажиров на передних и задних сиденьях. Штраф от 67 евро.

Пользование телефоном.

Водителю во время движения автомобиля разрешено пользоваться телефоном при использования системы “свободные руки”. Штраф от 67 евро.

Тонирование стекол.

Степень светопропускания лобового стекла должна составлять не менее 75%, а передних боковых окон – не менее 70%. Штраф от 94 евро.

Цены на топливо в Хорватии.

Средняя стоимость бензина А-95 – 1,25 евро. Дизеля – 1,12 евро. Такая же, как в соседней и дороже, чем в соседней . В Хорватии такая же ситуация как и в других странах – на платных дорогах бензин дорогой, а на обычных дорогах и в городах бензин той же сети стоит дешевле на 10-20%.

Мы заправлялись по таким ценам – 1,26 и 1,25 евро за литр. Нужно учитывать, что заправки расположены достаточно редко, через 40-50 км пути. Поэтому в баке горючего должно быть не менее 1/3 объема, чтобы гарантированно хватило до ближайшей заправки.

Комплектация автомобиля

  • Знак аварийной остановки , для мотоциклов не требуется. Если автомобиль движется с прицепом, то знака должно быть два.
  • Светоотражающий жилет . Обязательное использование при выходе из автомобиля во время его остановки на проезжей части.
  • Автомобильная аптечка первой помощи.
  • Запасное колесо .
  • Комплект запасных ламп , кроме ксенона и неона.

Зимнее оборудование: Зимнюю резину обязательно использовать в период с 15 ноября по 15 апреля. Шипованная зимняя резина запрещена.

Использование антирадаров и радар-детекторов запрещено. Штраф от 270 евро.

Дороги Хорватии.

В Хорватии дороги хорошего европейского уровня. Это касается скоростных магистралей и второстепенных дорог между городами. Обычные сельские дороги могут быть узкими, с не очень хорошим покрытием.

Автобаны Хорватии.

Многие дороги проложены среди скал, имеют тоннели. Для безопасности склоны покрыты защитной сеткой.

На автобанах есть высоченные живописные эстакады. Из них открываются невероятные пейзажи. Но останавливаться здесь запрещено.

Второстепенные бесплатные дороги хорошего качества. Вокруг растут оливковые сады, пинии, виноградники.

Вот такая узкая проселочная дорога ведет в город Хум – самый маленький город в мире. Она проложена под высокой эстакадой. На ней – скоростной автобан.

Места для отдыха на автобанах.

Здесь, по нашему мнению, платные дороги Хорватии значительно проигрывают , на которых места для отдыха обустроены практически через каждые 12-15 км. На хорватских магистралях места для отдыха в основном совмещены с заправками, расположенными через каждые 40-50 км. Плюс в том, что здесь можно поесть в фаст-фудах, кафе, закупиться в мини-маркетах, детям поиграть на мини-площадках, туалеты бесплатные. Но минус – много людей, поэтому везде суета и небольшие очереди.

Обособленных мест для отдыха (без заправок) практически нет. На отрезке 450 км хорватских дорог мы встретили только два. Одно место для отдыха было не очень хорошее, с био-туалетами под палящим солнцем. Второе место для отдыха в районе Умага, у границы со Словенией, было достаточно уютным и хорошего уровня. Хорошие столы, чистый туалет, кафе-бар, зеленая территория.

Парковка в Хорватии

В каждом городе и поселке Хорватии действуют свои правила и цены на парковку. Есть парковки на улицах, закрытые паркинги и подземные гаражи. Уличные паркови в городах Хорватии разделены на три или четыре парковые зоны – красная, желтая, белая / зеленая. Красная зона – самая дорогая – находится в центре города, дальше желтая и на окраинах – зеленая / белая или других цветов. О наличии парковки указывают дорожные знаки, на которых есть информация о правилах оплаты, есть ограничения во времени остановки, цена за час и за сутки. В высокий летний сезон найти свободное место на парковках бывает сложно.

В зависимости от правил парковки в каждом городе, на уличных парковках в красной зоне можно останавливаться на срок от 1 до 3 часов, желтая – от 2 часов, зеленая – от 3. Талоны для оплаты приобретаются в автомате-паркомате или в специальном киоске-кассе, обязательно кладутся под лобовое стекло. Штраф за нарушение срока от 13 евро, или блокировка колес с оплатой штрафа.

На парковку нужно заезжать через шлагбаум, получив при этом в автомате талон. При выезде парковка оплачивается в паркомате или в кассе. Форма оплаты наличные или карта. При выезде перед шлагбаумом нужно вставить талон парковки в автомат. А вот, например, на парковке “Valdibora” в Ровине камера считала номер автомобиля и шлагбаум поднялся автоматически.

На фото – закрытая парковка в Ровине “Valdibora”. Расположена рядом со Старым городом и причалом.

Цена на парковку в Хорватии в каждом городе своя. Зимой стоимость значительно дешевле. На популярных курортах с 1 мая по 15 октября нет бесплатной парковки в выходные и праздничные дни, а цена за услугу дорожает. На Истрийском полуострове самые дорогие парковки – в центре Ровиня : закрытая парковка “Valdibora” возле Старого города стоит 6 кун/ч, такая же цена уличной парковки в красной зоне города, но здесь действует ограничение по времени – не более 180 мин. В столице Хорватии, Загребе, стоимость – от 3 до 10 кун в зависимости от близости к центру. В Пуле самая дорогая парковка в центре стоит 4 куны/ч, на окраинах – от 2 кун/час.

На парковке в Пуле у Амфитеатра.

Неожиданно в маленьких курортных городках цены оказались достаточно высоки. Например, в Фажане и Медулине – от 5 кун / час. Но все рекорды по стоимости парковки бьет Дубровник . В центре, недалеко от Старого города, стоимость парковки – от 40 кун / ч, такая же цена подземного паркинга в 10-15 минутах ходьбы от центра по адресу Zagrebačka 56, а на окраинах от 10 кун / ч, при этом в туристический сезон свободное место найти очень трудно.

Выгодно для путешествия на машине по Хорватии бронировать отели или апартаменты с бесплатной парковкой.

Где остановиться в Хорватии.

Чтобы найти жилье в Хорватии с бесплатной парковкой, выберите на сайте в колонке слева опцию “Автостоянка” и ищите вариант бесплатной услуги. Забронировать отели и апартаменты можно по этой ссылке:

Для вас мы написали пошаговую инструкцию “Как забронировать отель через интернет” – читайте

Аренда авто в Хорватии.

Арендовать машину в Хорватии выгодно на этом сайте Rentalcars . Этот сервис ищет и сравнивает цены в различных прокатных компаниях и выдает результаты по выгодным для вас тарифам.

Наши впечатления от дорог Хорватии.

Имея опыт пользования другими платными европейскими дорогами, могу сказать, что хорватские дороги заняли невысокое место в нашем рейтинге лучших автобанов.

В первую очередь из-за цены. Всего за пользование дорогами мы заплатили почти 30 евро. Как я писал выше, плата за проезд по автобанам Хорватии зависит от пройденного расстояния, тогда как в , плата зависит от продолжительности пользования. Для сравнения, месячное пользование венгерскими дорогами нам обошлось в 15 евро и это не зависит от пройденного расстояния.

Если выше цена, то должен быть лучшим сервис. А он – хуже. Места для отдыха находятся только рядом с заправками, а они расположены довольно редко. Мы подсчитали, в Хорватии места для отдыха расположены примерно каждые 45 км, а в той же Венгрии места для отдыха расположены каждые 12-15 км.

Еще один недостаток – был участок скоростной дороги длиной примерно 70 км, состоящий только из одной полосы в одну сторону, и между полосами отсутствовал отбойник. То есть этот участок был обычной дорогой, которую сложно назвать “автобаном”. И еще мелкие неурядицы, например, во время ремонтных работ движение регулировали работники с оранжевыми флажками, а не переносные светофоры.

Но есть и большой плюс))) Скоростные дороги в Хорватии очень живописные, из окна открываются виды на море или на горы.

Надеюсь, что эта статья поможет вам спланировать самостоятельное путешествие на автомобиле по Хорватии. Ярких и интересных вам поездок!

P.S. А какие Ваши впечатления от хорватских платных автобанов?

Кстати, Новинка! Теперь страховку “Green Card”- Зеленую карту можно также оформить через интернет на сайте Hotline.finance . И получить с доставкой на дом.

В поездку мы ездили втроём: муж Андрей (водитель), жена Ольга (начальник жилья и продовольствия), сын Дима 14 лет (в пути в основном спал). Автомобиль Fiat Doblo 2015 года - не быстрый, но вместительный. Пользовались навигатором EASU, крайне необходим (спасибо друзьям Виталику и Ане).


В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.


В теории все выглядело так. Загружаемся всей семьей в машину и выдвигаемся в отпуск. Я покидаю Россию на 7-9дней, потом улетаю обратно работать. В это время жена с дочкой загорают на море, отдыхают. Через некоторое время я возвращаюсь к ним, мы немного еще проводим на море, а потом возвращаемся домой, попутно прокатившись по Европе. Ну и постепенно план стал обрастать деталями.


На Дроме и на нескольких других сайтах я прочитал очень заманчивые, красивые отчеты о Хорватии. Горы и теплое море в одном месте. На расстоянии 20 км друг от друга. Чем дальше читал, тем больше мне нравилась Хорватия. Несколько национальных парков с красивыми горами, кемпингами, маркированными тропами. Жемчужина региона - Плитвицкие озера. Мягкий климат. Лазурное чистейшее море. Курортные городки. Памятники истории времен римской империи и венецианской республики. Вкусная еда. Цены, хотя и высокие при нынешнем курсе рубля к остальным валютам, но в пределах, что можно и накопить. Открытые, добродушные люди, близкие нам по менталитету. Хочу в Хорватию!


Очень заинтересовали греки, 3-летняя виза, но не нашел сносных апартаментов за адекватную стоимость. Год назад мы познакомились с владельцами апартаментов в Хорватии, нам обещали небольшой номер за 35 евро в сутки. Написали им, что готовы приехать. Дело было в апреле. Оказалось, что маленький номер уже был занят. Но был свободен более большой, 2-комнатный, считающийся 5-местным, дорогой. Но как 3-местный нам его сдали за 45 евро на 10 ночей. Жаль, конечно, что немного получалось, решили оставшуюся часть отпуска дополнить другими странами. Но какими? Черногорией, как в прошлый раз? Варианты по жилью есть, но не хочется туда, после Хорватии. Да и из-за ограниченного времени отпуска хотелось бы немного сократить лишний пробег машины. Решили, поедем в Чехию, были там уже несколько раз, страна нравится. А раз Чехия, то куда? Отдых для ребенка, значит, Прага, зоопарк. Мы с женой там были в 2008 году, очень понравилось, ну а теперь, пора и ребенку показать, какой такой лучший зоопарк Европы. А дальше все по бюджету, останутся деньги, поедем дальше, не хватит, значит, заворачиваем домой. Так и решили. Забронировал я еще несколько возможных мест, чтобы был выбор обратного пути, если что, то отменить без штрафов можно.


Евро по 70 с лишним рублей - весомый аргумент не проводить отпуск в Европе, но привычка к автопутешествиям заставила выбирать такой маршрут, куда можно добраться на машине. Россия, Средняя Азия, бывший СССР уже объезжены, остается Европа. В первый раз я побывала в Европе в 2007 году, проехав автостопом от Финляндии и Португалии. Теперь хотелось посмотреть страны Балканского полуострова. С выбором времени для отпуска мне всегда не везет - то на Дальний Восток поехали летом 2013-го, то в прошлом году в начале сентября застали ураган на нашем черноморском побережье, а теперь вот - сирийские беженцы. Но столкнуться с беженцами нам так ни разу и не пришлось - каждый раз основной их поток перемещался от тех дорог, по которым ехали мы.

Белорусскому автотуристу многое в Хорватии покажется необычным и привлекательным: отличные дороги, приветливые и расслабленные хорваты-водители, информативные дорожные указатели. А еще горы, туннели под ними, серпантины и эстакады через ущелья. От вида за окном дух захватывает. Главное не нарушать хорватские правила — белорусские штрафы покажутся детским лепетом.

Где заправляться

Езда по Хорватии с сухим баком может плохо закончиться: здесь вам не равнина, на горных дорогах (а здесь практически все дороги через горы) заправки встречаются редко — в среднем на расстоянии 30−45 км друг от друга. Заглохнуть на серпантине — удовольствие ниже среднего.

Стоимость топлива на всех заправках примерно одинаковая. Поэтому искать «лучшую цену» смысла нет — 95-й почти везде стоит 1.39 евро, 98-й — 1.47 евро. Дизель в Хорватии дешевле — 1.33 евро. Кстати, хорваты пользуются своей валютой — куной. Курс обмена этим летом — 7,4 куны за евро. На больших заправках евро тоже принимают к оплате. Но выгоднее расплачиваться все же национальной валютой.

На заправках часто можно увидеть предложение поменять валюту по высокому курсу. Хитрость в том, что за операцию возьмут комиссию. Так что меняйте куны в банках или в «меняльницах».

Дороги и манеры

Хорваты не агрессивны, терпеливо ждут, пока вы «тупите» на перекрестке. Нужна помощь — окажут. Не понимаете по-хорватски? Объяснят по-английски, по-итальянски, по-немецки — большинство хорватов владеют хотя бы одним из распространенных иностранных языков.

Кстати, привычных для нас крестообразных перекрестков на хорватских дорогах немного: в основном они с круговым движением. Мне это показалось удобным. Подрезать здесь не принято, перестраивающегося пропускают. В общем, улыбаемся и машем.


В городах движение неспешное, разрешенная скорость — 50 км/ч. За все время не встретил ни одного «шумахера» с хорватскими номерами. Максимально разрешенная скорость на автобанах — 130 км/ч, но занимать крайнюю левую и ехать 139 км/ч здесь нельзя — немцы и австрийцы по привычке ездят гораздо быстрее.

Качество дорог — отменное. Даже сельские дороги чаще всего с асфальтным покрытием. Грунтовку, думаю, тоже найти можно, но мы такой целью не задавались.

В Хорватию мы заезжали через Словению. На въезде и выезде из страны до сих пор существует паспортный контроль. Правда, до нашего ему далеко — даже из машины выходить не надо. После пограничного контроля начинается платная дорога. Объехать ее не получится: на въезде и на выезде с нее установлены специальные пункты со шлагбаумами. Подъезжаем, жмем кнопку, получаем талон. Терять его нельзя, в противном случае придется платить не за часть автобана, а за всю протяженность платного автобана.


На съезде с платной дороги оплатить проезд можно или наличными живому кассиру в будке, или карточкой через автомат. Для каждого способа оплаты выделена своя полоса, обозначенная понятными картинками. Сумма оплаты зависит от пройденного расстояния. Например, участок трассы А9 от границы до съезда на Пореч обошелся в пару евро.

Кроме платных дорог есть еще платные туннели и мосты. Например, при переезде на новое место дислокации в город Црквеницу платить пришлось и за автобан, и за туннель «Учка». Он проложен под одноименной горой, протяженность — 5,062 м, стоимость проезда — 4 евро. Отмечу, что эта цена для легкового авто без прицепа. Отдельно нужно заплатить за проезд по мосту на остров Крк — почти 5 евро.

Впрочем, можно сэкономить: платные автобаны часто дублируют бесплатные дороги — они более узкие, идут через горные села.


Отметим, что на хорватских магистралях места для отдыха встречаются так же редко, как и заправки. Обочин практически нет — вместо них отбойник и вид на живописное ущелье. В экстренных случаях останавливаться можно в небольших карманах, обозначенных знаком SOS. При этом нужно машину покинуть, надеть жилет и зайти за ограждение.

Еще одно открытие: навигатор не учитывает, едете ли вы по равнине или по горам. В Црквенице к нашим апартаментам он повел коротким путем, а это оказалось почти вертикально вверх. Да, это тоже была улочка с асфальтом, но она для спуска. Улицы этого городка идут горизонтальными террасами по склону горы, дороги представляют собой серпантин, по которому и нужно взбираться вверх.

Полиция и штрафы

Как выглядит хорватский полицейский? Хороший вопрос. Их за десять дней мы так и не встретили. Но это не значит, что их нет. Местные говорят, что штрафы им выписывают регулярно. Для этого нужно нарушить правила дорожного движения.

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0,5 промилле. Позволите себе лишнего — выпишут штраф. Например, за «выхлоп» до одного промилле — до 405 евро. У водителей до 24 лет в крови вообще не должно быть алкоголя.

Если уровень алкоголя в крови превысит 1,5 промилле, то заплатить придется уже более 2 тысяч евро. За езду в пьяном виде у туристов могут изъять права на 8 дней.

С ближним светом ездить обязательно 24 часа в сутки с последнего воскресенья октября по последнее воскресенье марта. Штраф 40 евро.


За нарушение ПДД в туннелях, например, за езду без света — 70 евро.

Детей нужно перевозить в детских креслах. Штраф за нарушения правил перевозки детей — почти 70 евро. За «ремень», разговор по телефону — столько же.

Превышать скорость в Хорватии дорого. За лишние 10 км/ч — 40 евро. Максимальный штраф — более 2 тысяч евро выпишут за превышение свыше 50 км/ч. Использование радар-детекторов в Хорватии наказуемо. Во-первых, конфискуют, во-вторых, 270 евро штрафа.

Парковки


По воскресеньям парковка в большинстве мест бесплатна. В остальные дни за парковку в центре любого города нужно платить. В Порече, например, постоять в центре стоит от 1,5 до 3 евро в час.

Заезд на большие парковки — через шлагбаум, получив при этом в автомате талон. Оплата при выезде наличными или картой. Для этого нужно вставить талон парковки в автомат. На некоторых парковках камера считывает номер автомобиля и шлагбаум поднимается автоматически.

Парковки у гипермаркетов, как правило, бесплатные, но на некоторых есть ограничение по времени. В Црквенице, например, с парковки гипермаркета можно уехать, лишь предъявив талон, полученный на въезде, и кассовый чек магазина. Но местные знают способ обмануть систему: машина без талона почти вплотную пристраивается к той, у которой все легально, и со стоянки под шлагбаум выезжают сразу две машины.

В крупных городах существует также деление на зоны. Красная — это центр, здесь максимальное время стоянки 1 час, в желтой — 2 часа и в зеленой — 3 часа. Талоны для оплаты покупаются в автоматах и кладутся под лобовое стекло.

За соблюдением оплаченного времени в Хорватии пристально следят, и нарушителей штрафуют. И это будет не просто квитанция под дворником — здесь блокируют колеса. Снятие блокиратора обойдется от 14 до 40 евро.

Связь и интернет

В Хорватии действуют три оператора мобильной связи: T-Hrvatski Telecom, VIP и Tele2. Подключиться к Wi-Fi можно на любой заправке, в магазине, кафе, на пляжах. Поэтому тратиться на местную симку особой необходимости нет.

Начнём с того, что очень хотелось отдыха и моря, а заодно посмотреть что-нибудь новенькое и интересное. В прошлом году моря да и отдыха тоже не получилось из-за рождения сына. Зато в этом, посчитав что 1 год и 3 месяца самый подходящий возраст для длительных поездок на авто мы с женой решили рвануть в Хорватию. По дороге очень хотелось поподробнее взглянуть на Венгрию и на обратном пути заехать в пару-тройку интересных мест, какие попадутся по дороге. Поездка наша заняла 19 дней, из которых 10 дней мы были непосредственно на море, а 9 дней соответственно в пути.

Исходные данные:

Я, жена Маритта и сын Игорь, а также наш верный стальной конь KIA Sportage 2005г. с пробегом 189000 км.Забронированные на 10 дней апартаменты в маленьком посёлке Брела (20км не доезжая до Макарска)на берегу Адриатического моря.Шенгенские двукратные транзитные визы, полученные в посольстве Венгрии по оригиналу приглашения из Хорватии. Хорватия на данный момент для россиян визы отменила.

В принципе всё, можно ехать.

1-й день. 12 августа. Выезд был запланирован на вечер. Первые два самых длинных перегона решено было проехать ночью, чтобы малыш спал и не доставлял лишних проблем родителям.

За рулём всю дорогу был я, жена не водит. Конечно очень тяжко после трудного рабочего дня садится за руль и ехать 15 часов без перерыва, но море манило. В общем стартанули мы из Москвы (Южное Бутово) в 9 вечера и вскоре мчались по М1 в сторону Белоруссии. Конечный пункт - г.Коростень Житомирской области(родина моя). Никогда не ездил на Украину через Белоруссию, но помятуя о разбомбленных дорогах Брянской области и закрытой на ремонт трассе Москва-Киев, решил ехать по пути наименьшего сопротивления. И правильно сделал. Дорога супер, много освещённых участков. Про Белорусские дороги только тёплые слова - за 500 км ни одной ямки и ни одного заезда в крупный город. Всё сделано по уму. Получился следующий маршрут: Москва-Смоленск-Орша-Могилёв-Бобруйск-Мозырь-Овруч-Коростень. Расстояние 1050 км.

На границе потерял всего 1 час 20 минут, заметил много положительных сдвигов. Украинские таможенники и пограничники стали меньше докапываться, очередь специально не создавали. Осталась конечно неразбериха с бумажками, но это мелочь.

Во двор к друзьям я въехал в 11 утра по киевскому времени. Через два часа отправился в церковь на кристины (был крёстным), потом долгое застолье и только потом мне позволили лечь поспать. Получилось 36 часов без сна, из них 18 часов за рулём. Да, отпуск начинается весело.

2-й день. 13 августа. Выехали в 19 часов. Маршрут: Коростень-Ровно-Львов-Мукачево-Мишкольц(Венгрия). Расстояние 875 км.

Никогда до этого не бывал в Западной Украине. Понравилось. Вместо старой трясучей трассы Киев-Ровно делают отличную дорогу европейского качества. Осталось совсем немного. Конечно пришлось постоять из-за этого на объездных Ровно и Дубно, но потеряли немного - минут сорок. Километров за 40 до Львова начинается отличная новая дорога и до границы никаких проблем. Молодцы украинцы, делают дороги. А у нас только говорят об этом.Не рискнул ночью ехать через Карпаты, поэтому остановился на обочине на въезде в город Стрый и вырубился на три часа. На рассвете снова тронулись в путь. Карпат я зря опасался, в этом месте они низкие и пологие - с Трансильванией не сравнить. Дорога отличная, широкая, серпантинов почти не наблюдается. Смело можно ехать 80-100 км/ч.

На границе потеряли 1час 40 минут. (50 минут на Украину и 50 на Венгрию). Венгры трясут серьёзно- с зеркалами осматривают машину, ощупывают сиденья, сумки проверяют. Одним словом выполняют свою миссию - последний заслон перед свободной и безграничной Европой. Километров через 30 после границы выскочили на автобан и часа через 1,5 были в Мишкольце.Но перед выездом на автобан на заправке следует купить матрицу(виньетку) примерно за 700 рублей для беспроблемного проезда по венгерским автомагистралям(штраф 8500-16000 руб). Мишкольц считается третьим по величине городом Венгрии (180000 челевек). Сам город ничем особо не примечателен. Нам в первую очередь был интересен курорт Мишкольц-Тапольца, расположенный в окрестностях Мишкольца. Курорт расположен в огромном парке.

Главная достопримечательность Мишкольц-Тапольцы - лечебная термальная купальня в природном подземном гроте в пещере. Температура воды, заполняющей озера больших и маленьких пещер, связанных между собой подземными коридорами, круглый год 29°-31°, а глубина воды 130-140 см. Возле грота расположен комплекс открытых бассейнов с термальной водой. Бассейны на любой вкус - для детей с горками, есть с фонтаном, есть изогнутые. Около бассейнов газон с хорошей травой. Можно загорать на ней, если устал бродить по пещерам.

Прибыв на место, мы сняли апартаменты на одну ночь у одной милой старушки лет под 80 за 7000 форинтов (1150 руб.) . Объясниться с ней было очень нелегко. Венгерский язык относится к финно-угорской группе языков и самыми близкими к нему оказались хантыйский и мансийский. В общем понять венгров просто нереально. Пришлось объясняться жестами и рисунками на кусочке бумаги. Персонал ресторанов, гостиниц и прочих заведений, связанных с туризмом, естественно неплохо разговаривает на английском. Была суббота и наблюдался ощутимый приток отдыхающих. В основном венгры, но встречается немало поляков, чехов, словаков, украинцев и русских. Ужин на двоих в ресторане напротив с двумя бутылками красного сухого вина обошёлся нам в 700 рублей. В дальнейшем даже в самых лучших ресторанах по пути следования дороже 1000 рублей с чаевыми не выходило.

Штурм термальных источников был отложен на воскресное утро, а пока было решено выспаться. Это у нас получилось и я первый раз с момента выезда из Москвы почувствовал себя нормальным человеком, а не сомнамбулом.

Часа три мы провели в купальнях. Интересное место, хотя сама вода особого впечатления не произвела. Прохладная, немного хлорированная и без характерного запаха. Я ожидал увидеть немного другое. Если будете в тех местах, обязательно идите в купальню с утра. Часам к 11-12 подвозят туристов автобусами и на входе образуется нехилая очередь. Да и в самих пещерах не протолкнуться.

Сам курортный парк приятен для прогулок - пеших и велосипедных. Есть летняя бобслейная трасса. Типа американских горок, только бобы на одного - двух человек. Проходит между деревьями и производит впечатление. Сам не катался, но на видео выглядит прикольно.

После лечебного купания решено было посмотреть на живописный климатический курорт Лиллафюред, который находится километрах в 20 от Мишкольца. В интернете про него было несколько восторженных отзывов. Посмотрели, походили. Ничего интересного для себя не обнаружили. Хорошее место для прогулок выходного дня. Можно прокатиться по окрестностям на стильном паровозике с небольшими вагончиками по узкоколейке.

Последнее, на что хотелось взглянуть перед Будапештом в этой части Венгрии - Токай. Так как мы являемся поклонниками сухого вина, решили заглянуть в этот посёлок и немного припасть к винному крану для сравнения с теми токайскими винами, которые можно обнаружить в наших магазинах. Токай - это один из винодельческих районов Венгрии. Наличие небольших холмов позволяет выращивать на их южных склонах отличный сладкий виноград, из которого и делают знаменитые токайские вина. Токай оказался небольшим аккуратным городком на берегу реки Тиса. В каждом втором доме имеется винный погреб и вино на продажу. Вина в основном полусладкие и сладкие, но сухие тоже есть. Наливают их при тебе прямо из бочек в стеклянную или пластиковую тару (стекло закупоривают пробкой).

Купили мы себе на пробу литров 7 разных. Стоит литр 100-150 руб (есть и дешевле). Вино реально очень качественное и приятное на вкус. Приятно пить без закуски, наслаждаясь ароматом и вкусом. Пообедали там же в ресторане Токай, очень вкусно и недорого. Кстати официант по нашей просьбе рекомендовал отличный винный погребок. Выполнив программу посещений, мы взяли путь на столицу - г.Будапешт. До него оставалось ехать километров 200, большую часть по автобану. Пейзажи Венгрии довольно однообразны- нескончаемые поля кукурузы и подсолнечника кое-где разбавлены виноградниками. Лес наблюдается только в гористых курортных районах. Все дороги отличного качества, аварий и пробок нигде замечено не было.

Будапешт. Въехали в него уже под вечер и сразу решили найти ночлег. ЛЮДИ, НЕ ПОКУПАЙТЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ "ПОЛИГЛОТ", они нагло врут. Неверно дают адреса ресторанов и отелей. Я из-за него час точно потерял. В итоге выручил навигатор, с помощью которого в центре был найден отель три звезды за 60 евро с завтраком. Приличное уютное заведение с охраняемой стоянкой и далеко от шумных улиц.

17 августа. 6-й день. Осмотр Будапешта начали прямо с утра. Малыш всё время вставал в 6 утра (8 по Москве) и мы естественно вместе с ним. Припарковавшись около здания Академии около моста через Дунай, отправились на осмотр достопримечательностей. Долго описывать не буду, смотрите фото. Скажу одно - Будапешт оказался очень красивым городом и четыре часа, которые мы потратили на осмотр, конечно маловато. Дня на два там точно надо зависать, чтобы всё интересное посмотреть. Случайно оказались свидетелями авиасоревнований на спортивных самолётах. Они часа два поочереди кружили над Дунаем, пролетали под мостом, делали мёртвые петли и резкие повороты. Очень интересно, только из-за них мост перекрыли, по которому мы переходили и пришлось идти в обход через другой мост километра 4. По возвращении к машине нас ждал ещё один сюрприз - штраф за парковку под дворником. Когда я парковался, никаких запрещающих знаков замечено не было и все свободные места были заняты другими машинами. Потом я специально походил и присмотрелся - под лобовым стеклом каждой машины был наклеен стикер, который скорее всего и разрешал парковку. В дальнейшем проехав ещё парочку крупных городов, я понял, что бесплатных мест в центре почти или совсем не бывает.Поэтому лучше сразу ставить на платную парковку - они там недорого.

Оставалась главная проблема- прочитать на квитанции ничего не возможно, кроме цифр. Было ясно одно, что если штраф оплачен в течении 5 часов после выписки, он весит 700 руб, а если более 5-ти, то в три раза больше. Пойманный за шкирман парковщик на мои воззвания сказал одно волшебное слово - почта. Слава богу, оно в наших языках одинаково.И показал примерное направление движения. Минут через 15-20, допросив ещё двух человек, я её нашёл. Отстояв очередь, сунул в окошко незаполненную квитанцию и русским языком сказал им, что я ничего на венгерском не понимаю. Силами двух работников почты квитанция была заполнена и оплачена. Потеря по времени - 1 час.

Последним местом остановки по дороге в Хорватию был Балатон. Очень хотелось взглянуть на такое известное озеро. То, что мы увидели, немного шокировало. Под деревьями на травке было много отдыхающих, часть из которых бродила по колено в мутноватой воде на расстоянии до километра от берега. Максимальная глубина, которую мне удалось обнаружить, была по пояс. Чтобы полностью окунуться, необходимо было ложиться на локти и ползать по дну, как крокодил. Песок черноватый- напоминает перемолотую вулканическую породу. Много отдыхающих с детьми, так как даже маленьким детям утонуть там проблематично. Не знаю, вся береговая линия Балатона такая? Судя по равнинной местности - вся. Может для венгров Балатон и гордость, но он не идёт ни в какое сравнение с нашими озёрами в Тверской области и Карелии.

Граница между Венгрией и Хорватией есть, так как Хорватия всё-таки не в шенгене. Но всё очень быстро и без напряга. Пять-десять минут(для нас) и ты свободен. Те кто в Евросоюзе, пролетают гораздо быстрее. После пересечения границы стал меняться окружающий пейзаж. Стало меньше полей, замелькали перелески. Приближался вечер и начинало темнеть, когда мы подъезжали к Загребу. Решив не тратить времени на езду по городу, я свернул в ближайший пригород. Потратив минут сорок на поиски недорогого отеля, остановились на ночлег. В четырёхзвёздочных просят не меньше 80 евро за двухместный номер, а то и 100. Три звезды обходятся в 60 евро с завтраком. Пока стоял во дворах за отелем и смотрел на местную жизнь, вспомнил наше счастливое социалистическое детство - типовые пятиэтажки и куча детей на улице. Бегают, кричат, на великах катаются.

18 августа. Седьмой день в пути. Позавтракав, мы выдвинулись в сторону границы с Боснией и Герцеговины. Почему туда? Хотели убить двух зайцев - проехать по прямой, срезав 150-200 километров и посмотреть эту малоизвестную для российских туристов страну. Но не получилось. Как говорится: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Не пустили нас в Боснию без визы. Простояли мы на их границе полчаса, пока главный боснийский пограничник строчил письмо с указанием статьи, по которой нам отказывают во въезде. Подписали мы эти бумажки, развернулись и помахали этой "гостеприимной" стране выхлопной трубой. Почему так получилось? При всей тщательности нашей подготовки, мы нашли про Боснию и Герцеговину очень мало информации в интернете. Страна в принципе для россиян безвизовая, но могут потребовать туристический ваучер или приглашение от частного лица. Но пара источников, отдыхавших до этого в Хорватии, написала что в Боснию пропускают без проблем. Забегая вперёд скажу, что при поездке в Дубровник, нам пришлось пересекать километров 15 боснийской территории и никаких проблем это не вызывало. Может сыграло роль и то, что сама Босния неоднородна. Она поделена на автономные территории - Республику Сербскую(христиане) и Федерацию Боснии и Герцеговины(мусульмане).Вот такие дела. Ещё обидно за то, что абсолютно все автомашины с номерами евросоюза: немцы, итальянцы, французы и прочие проезжали без всяких проблем. Не за себя, за Россию обидно, блин. Итог этой утренней пробежки - лишних 250 километров и три часа потерянного времени.

После всего этого я надавил на педаль и оставшиеся до места отдыха 500 км были преодолены за 5 часов. Хорватский автобан - это лучшая дорога за всё автопутешествие. Ограничение 130, но можно смело идти 150. Дорога платная - 5 евро за 100 километров. Конечно недёшево, но она того стоит. А какие там тоннели - до 7 километров встречаются. Виды из окна следующие: вскоре за Загребом долина кончается, начинаются горы. Потом горы, горы и ещё раз горы. А потом МОРЕ, красивое голубое море.

Место для отдыха выбирала жена, выбирала долго и нудно. Но выбранное стоит того. Маленький посёлок Брела находится на так называемой Макарской ривьере - часть побережья Средней Далмации протяжённостью километров 80. Пользуется большой популярностью у автотуристов со всей Европы. Брела была выбрана из-за своей малолюдности и удалённости от больших городов. Всё побережье покрыто соснами, воздух просто волшебный, море чистейшее. На крутом склоне группами ютятся частные виллы и минигостиницы, никаких отелей рядом не наблюдалось. Все отдыхающие добираются своим автотранспортом. Отсутствие отелей отражается на загруженности пляжей. Мы были в Бреле в самый разгар сезона, но при этом места на пляжах было предостаточно. Утром и вечером совсем пусто. Есть очень удобные места между скалами, где можно загорать довольно уединённо. Ещё Брела- идеальное место для семейного отдыха. Большинство отдыхающих приезжают с детьми. Семьи с тремя и даже четырьмя маленькими детьми не редкость. Отсутствие дискотек и прочих увеселительных заведений помогает отдохнуть от большого города и насладиться тишиной. В восемь вечера уже темнеет и можно спокойно сидеть на террасе, наслаждаясь звёздным небом. Никто не шумит, не включает музыку. Полная релаксация.

Наша вилла Тунья располагалась в трёх минутах спуска от пляжа. Это вторая линия вилл, считается самой удобной. Есть виллы, от которых до пляжа буквально 10 метров, но не очень приятно сидеть на террасе и кушать, когда мимо тебя всё время ходят люди. Да и виды не те. По моим подсчётам наша вилла находилась от пляжа примерно на высоте 7-ми этажного дома (130 ступенек). Сначала путь от пляжа лёгким не показался, но через неделю отдыха я взлетал без проблем с малышом в охапку. У нас были апартаменты 4 плюс один. Две полноценные комнаты с двуспальными кроватями, душем и туалетом. Кухня со всем необходимым и терраса с прекрасным видом на море. Мы планировали приехать в большем составе, но не получилось. От второй комнаты не стали отказываться - мы в ней поочереди утром отсыпались. Малыш продолжал вставать по Москве - по местному в 6 утра. Один спит, другой гуляет. Кстати до нас в этих апартаментах комфортно располагалась итальянская семья из шести человек.

Вилла окружена зеленью - сосны, персик, айва, инжир, гранат, лаванда, розмарин и ещё куча разных цветов. Персики кстати я ел прямо с дерева, протянув руку с террасы. Хозяева виллы - Иво и Мила.Очень приятные люди. Мила неплохо говорила по русски, а с Иво под рюмочку его самодельной ракии я тоже неплохо объяснялся. Всего на вилле было четыре апартамента. Соседями по этажу у нас были немцы, внизу обитала словацкая семья из Братиславы, а вверху польская молодая пара.

Погода. Было жарко. Днём 32-33 градуса в тени, ночью минимальная температура - 23 градуса. Температура воды - 28 градусов. Днём с 12 до 16 надо прятаться в комнате или валяться на пляже под зонтиком. Пару дней наблюдался ветерок с утра и небольшие облака.

Питание. Всё готовили сами, в ресторане были всего пару раз. Закупались в супермаркете и на рынке в соседнем городке Башка вода. В основном морепродукты с белым винцом, овощные салаты и фрукты. За морепродуктами специально ездил в 6 утра на рыбный рынок, там в 8 уже торговля заканчивалась. Свежая морская рыбка, креветки и кальмары - объедение. Цены на продукты аналогичны московским, вина местные прекрасны. Поразила только цена на арбузы - на наши 80 руб за кг.

90 процентов отдыхающих - славяне. Очень много чехов и словаков, достаточно поляков. В явном меньшинстве немцы, итальянцы и французы. Из русских за 10 дней была замечена одна пожилая пара и всё. Братья славяне неплохо понимают русский язык и при желании с ними можно легко пообщаться. Может мне было легче общаться из-за неплохого знания украинского, слов много совпадает. Все очень доброжелательны, легко идут на контакт. Отношение к детям просто поражает. Всё спокойно, без криков. Никакого негатива. Дети тоже очень доброжелательны, пытаются поговорить, поиграть с нашим малышом. Он свободно ходил по пляжу и тянул у всех, что плохо лежит. Все только улыбались, гладили его и давали любые игрушки своих детей. Распития спиртных напитков на пляже ни разу не наблюдал.

Провалявшись три дня на пляже и хорошо отдохнув после долгого пути, решили начинать выполнение нашей экскурсионной программы. Первой целью был выбран Дубровник - старинный город недалеко от границы с Черногорией. Ехать надо было 180 км, поэтому выехали мы пораньше. Выбрали не автобан, а живописную дорогу вдоль моря. Иногда останавливались, чтобы сфотографировать понравившееся виды. А их было предостаточно. Ближе к Дубровнику стали часто встречаться устричные фермы, а мы не разу устриц не пробовали. Надо бы на обратном пути восполнить этот пробел.

Сам Дубровник делится на Новый город и Старый город. В средние века был главным городом Дубровицкой республики и по могуществу соперничал с самой Венецией. Мы припарковались в Новом городе примерно в километре от всех туристических достопримечательностей и отправились на осмотр этих самых достопримечательностей.

То, что мы увидели, произвело на нас двоякое впечатление. Сам Старый город конечно заслуживает подробного осмотра - узкие улочки, старинные площади и соборы, крепостная стена, порт и неповторимый средневековый колорит. НО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ И НЕВЫНОСИМАЯ ЖАРА очень мешает всем этим насладиться. Это просто людской муравейник, туристы со всего мира штурмуют этот в принципе очень небольшой городок. Сами местные говорят, что Дубровник надо посещать в ноябре-декабре, будет плюс 15 и никого. Попытавшись выйти из Старого города, столкнулись с ещё одной проблемой - на выходе образовалась людская пробка. В город ведёт довольно узкий проход, который используется и на вход, и на выход. Не знаю, что у них там случилось, но полчаса невозможно было не войти, не выйти. Люди прятались в тени стен, чтобы не получить тепловой удар. Потом полиция приняла всё-таки какие то меры и люди смогли покинуть этот каменный мешок. Прибыв к месту стоянки, я решил поинтересоваться температурой в нашей машине. В бардачке у меня лежал обычный бытовой термометр, он показывал 49 градусов. Положил его под лобовое стекло, через 8 минут шкала закончилась, температура приблизилась к 60. Жарковато, подумал я и включил кондиционер на полную мощность. И только минут через 15-20 мы смогли сесть в машину без риска быть сваренными. Быстро выскочив из города, мы отправились в обратный путь. По дороге свернули к устричным фермам, чтобы пообедать. Специально отыскали ресторан "Капетанова куча", который находится в городке Малый стон. Его очень рекомендовал путеводитель и были хорошие отзывы в интернете. Очень приличное заведение. Дороговато, но блюда того стоят. За соседним столиком оказалась семья русских из Южного Бутово, живём на соседних улицах. Они неподалёку сняли дачу на две семьи за 100 евро и отдыхают в своё удовольствие. А теперь про устрицы. Они были огромные, пищали и вертелись, когда мы поливали их лимонным соком. А если серьёзно, обычный сырой моллюск и на меня никакого особого впечатления не произвёл - улитки вкуснее.

После посещения Дубровника ещё три дня вылёживались на пляже, после чего отправились в Национальный парк КРКА. Если мне не изменяет память, ехать до него нужно было 120 км. Проехав немного по автобану, свернули вглубь Хорватии, чтобы осмотреть сельские районы страны, где не бывает туристов. Что можно сказать- горы, камни, камни и ещё раз камни. Между камнями трава и кустарники. Всё сделано из камня - дома, заборы и прочее. Никакого земледелия, только овцы местами пасутся. Очень малолюдно, машин практически нет. Постепенно дорога сузилась до трёх метров и я стал опасаться, что не разъедусь со встречной машиной. Но к счастью в скором времени мы выскочили на нормальную дорогу и помчались по направлению к национальному парку. Мы сделали немножко наоборот. Сначала посмотрели начало каньона, остров с францисканским монастырём, а потом рванули в город Скрадин, откуда начинаются все экскурсии. От порта Скрадин периодически отходят бесплатные кораблики, маленькие и большие, которые минут за 30 доставляют туристов к входу в парк. Далее покупаешь билет и вперёд. На взрослого билет стоит 600 рублей. Сам парк представляет собой живописный каньон, в котором протекает река, образующая каскад водопадов. Очень красиво. Надо ехать на весь день. Есть пешие прогулки, есть речные экскурсии к монастырю и большому водопаду. Конечно с маленьким ребёнком нереально всё осмотреть, поэтому мы ограничились лишь каскадом и небольшой пешей прогулкой.

Мы, как гостеприимные русские люди, за день до отъезда пригласили соседей-немцев на ужин. Маритта приготовила отличный узбекский плов из свежайшей баранины. Правда настоящего нужного вкуса не получилось из-за отсутствия некоторых нужных специй, но всё равно было очень вкусно. Попили винца, пообщались с немцами. Ему 55, ей 52, младшей третьей дочке 12. Сами живут в малюсеньком городишке под Штутгартом, ездят отдыхать в Брелу с 1979 года. Потом признались, что за все посещения Брелы мы были лучшими соседями. Теперь переписываемся.

Выезд назначили на вечер 28-го августа. Долго упаковывал и грузил машину, прятал подальше от глаз таможенников купленное спиртное. Выдвинулись в 20:30. Расслабленный после отдыха и вчерашних посиделок, долго не смог противостоять сну. Проехав километров 250, мы заехали на заправку и проспали часа 4. Только после этого с новыми силами мы продолжили путь домой. В Венгрии стало заметно холодать, появились грозовые тучи. Всё-таки горный хребет надёжно закрывает хорватское побережье от всякой непогоды.

По дороге мы хотели посмотреть Братиславу и Краков, но проехав по территории Венгрии, навигатор вывел нас к австрийской границе. Ладно, зацепим Австрию. Пейзаж поменялся, замелькали аккуратные городки. Указатели показывали, что до Вены всего 120 км. А зачем нам Братислава, когда Вена так близко. Выскочив на автобан, полетели к Вене. Возникла одна проблема, нам надо было купить винетку, но ни одной заправки по дороге не наблюдалось. Были места для остановки с туалетами и мусорными баками и всё. Проехав километров 40 , я серьёзно стал опасаться везде понатыканных камер и дорожной полиции. Навигатор нашёл заправку в ближайшем небольшом городке, винетка стоила 7.70 евро на 10 дней. А на автобане до самой Вены не было ни одной заправки, интересное явление. В Вене мы бес проблем доехали до центра, припарковались в подземном паркинге (1 евро в час) и отправились осматривать город. Было пасмурно и прохладно, иногда накрапывал мелкий дождик. Так как была суббота, активного движения транспорта и людей не наблюдалось. В огромном костёле св.Карла проходило венчание, всё было очень красиво. Мы понаблюдали выход жениха с невестой, потом долго звенели колокола. Интересно. Сразу скажу, что красивых женщин в Вене найти трудновато. Встретили свадьбу, где невеста была из Хорватии.

Наша прогулка продолжилась по Карлплатц мимо государственной оперы и императорской гробницы к огромному кафедральному собору святого Штепана(1510-1515гг.). Сразу скажу, что смотреть в Вене есть что. Памятников, фонтанов, соборов, красивых исторических зданий множество. На площади перед кафедральным собором часто встречаются русские группы туристов. Судя по уставшему виду, это автобусные экскурсии (7 столиц за пять дней) ну или что-то в этом роде. Поразила одна тётенька в ярко-розовом спортивном костюме PUMA с двумя огромными пакетами из супермаркета и мужем на поводке. Ошибиться невозможно - это наши. Нагулявшись, решили вернуться к машине на метро. Венское метро очень понравилось. Чисто, ухожено, но дорого. Билетных касс нет, только автоматы. Один взрослый билет стоит 1.80 евро. Турникетов тоже нет. Билет надо проштамповать в специальном приборе. В вагонах удобные диванчики. Кстати время на табло показывает, сколько минут осталось до прибытия следующего поезда. Удобно. Рядом с костёлом св.Карла есть площадь с огромным памятником в честь освобождения Вены советскими войсками. Памятник сделан в 1945-м году, все надписи на русском. Перед памятником красивый фонтан, всё ухожено. Очень приятно наблюдать такое отношение к истории. Да, Шура, это вам не Эстония.

Цены на всё в Вене не маленькие. Здесь у нас вышел самый дорогой обед, но заведение было очень приличное. Попробовали настоящие венские шницели, спагетти и выпили разливного австрийского пивка Зипфер. Всё вместе вышло 60 евро. Заплатив за парковку в автомате (там людей вообще нет), мы выдвинулись в сторону Чехии. Туда мы тоже изначально не планировали заезжать, но она оказалось так близко. До Брно, второй столицы Чехии всего 120км, а нам уже давно хотелось выпить настоящего чешского пива.

Покидая Вену, хочу отметить некоторые моменты, которые меня несколько удивили. Австрия считается одной из самых цивилизованных стран Европы и я тоже находился в плену иллюзий. Якобы там все пешеходов пропускают, стоит им на дорогу ступить, и окурки не бросают, и правил не нарушают. Ничего подобного. Пешеходы терпеливо ждут проезда машин, окурков на перекрёстке я обнаружил немало(при мне летел один из окна), пару-тройку раз видел проезд на красный. В общем иллюзии несколько развеялись. Конечно машину там водить приятно и безопасно, нарушения правил со стороны других водителей единичны, но...

Чехия порадовала своими прекрасными пейзажами: холмистая местность, множество виноградников и часто встречающиеся средневековые замки. В Брно мы въехали под вечер и припарковались прямо в центре - очень удачно нашёл свободное место на парковке и при чём бесплатно. Автомат парковочный стоял, но был субботний вечер, а по расписанию с 14 часов в субботу и до утра понедельника парковка бесплатная. Интересно, но в Чехии воскресенье в расписаниях работы всех заведений и магазинов (кроме тех, которые обслуживают туристов) даже не упоминается. Есть понедельник-пятница и короткий день в субботу.

С собой у нас был прекрасный путеводитель серии Вокруг света, который назывался Чехия. Пиво. Всё о чешском пиве - известные пивоварни, рестораны, бары, марки и сорта пива. Ориентируясь по нему, мы направились в отель "Пегас", который по совместительству был пивоварней и пивной. "Пегас" в этой области Чехии был самой первой пивоварней. Отель четырёхзвёздочный и номер на двоих стоил 100 евро, но благодаря сезонной скидке вышло 80 евро. Поблизости были гораздо более дешёвые отели, но хотелось праздника и пива. Очень удобно: в подвале пивоварня, на первом этаже классный пивной ресторан, а выше сам отель. Так как малыш уже уснул, мы заказали пиво с закуской прямо в номер. Всё это оказалось возможным при активном содействии сотрудницы отеля и просто красивой девушки Ренаты, которая очень хорошо говорила по русски и помогала в решении любых вопросов. Пиво просто супер!!! Информация для мужчин - чешские девушки очень красивы, а после пива вообще неповторимы (бросайте всё и в Чехию пить пиво и смотреть на девушек).

В воскресенье 30 августа мы пошли осматривать историческую часть города. Город нам ну просто очень понравился, даже больше Вены. Очень аккуратный и красивый. Все здания имеют неповторимый исторический облик. Привлёк внимание своей красотой и мощью собор святых Петра и Павла. Там шла служба, послушал немного песнопения на латыни. В городе много площадей, оркестр играл чешские народные мелодии. В общем все впечатления словами не передать, смотрите фото.

Пообедали по рекомендации Ренаты в пабе Шерлок Холмс, очень вкусно и недорого. Цена на 0,5 л разливного пива от 20 до 35 крон(1 евро примерно 25 крон). Напоследок на одной из площадей с полчаса наслаждались чешскими народными танцами - шёл международный фольклорный фестиваль в Брно. Из города выехали только часам к четырём вечера. Переполненные впечатлениями, решили больше в города не заезжать, а рулить прямо домой.

Ещё 200 км по территории Чехии, потом километров 600 Польши. В Польше нигде, кроме заправки я не останавливался. Качество польских дорог оставляет желать лучшего: современных автобанов нет, повсеместная колейность и много светофоров плюс огромный поток машин по дороге в Варшаву (отпускники наверное возвращались). Местами если убрать польские указатели, местность перепутал бы с Россией. Часам к трём ночи достигли польско-белорусской границы в районе Бреста. Полякам было всё равно, что мы везём, белорусам тоже. Проскочили границу примерно за полчаса. Я опасался наплыва машин в последние дни августа перед началом учебного года, однако на границе было пусто. Въехав в Брест, сразу начал искать гостиницу. Постучал в одну - мест нет, но посоветовали Интурист. Двухместный номер обошёлся примерно в 1200 руб. Судя по обстановке номера, с семидесятых годов прошлого века там ничего не менялось. Поспать удалось только три часа с четырёх до семи утра, потом проснулся малыш и пришлось вставать. Позавтракав а буфете, решили заскочить в Брестскую крепость. Утром там практически никого не было. Походив минут сорок по территории и по быстрому пробежав музей, погрузились в машину и тронулись в сторону России. Брестская крепость стоит того, чтобы её посетить. Комплекс производит неизгладимое впечатление и заставляет ещё раз задуматься о мужестве и героизме защитников крепости.

А потом была нескончаемая дорога. Пообедав в приличном придорожном кафе, посчитал Белоруссию страной победившего социализма. Хороший обед на двоих обошёлся в 300 рублей. Работают, колхозы, все поля обработаны. Лукашенко рулит. На границе у нас даже на паспорта не взглянули, проехали с ходу. Последние 200 км дались нелегко. За последние 36 часов я преодолел 1600 км и спал всего три часа, поэтому из последних сил пытался достигнуть Москвы. В итоге в Южное Бутово въехали в час ночи 1-го сентября. Возле дома всё было заставлено машинами, свободного места не было, пришлось лезть на бордюр. После дороги нас покачивало. Только после душа и литра чешского пива я немного пришёл в себя и завалился спать.

Теперь краткий итог.

Отдыхали мы 19 дней, проехали 7062 км.(ср. расход 9,5 л на 100км)

Весь отдых обошёлся нам в 3000 евро, из них расходы на питание 700 евро, проживание - 840 евро, автомобиль (бензин, парковки, платные дороги) - 770 евро, сувениры и прочие расходы - 690 евро.

Реально можно было сэкономить на проживании и бензине. Хорошие апартаменты на двоих с ребёнком стоят 50 евро, а мы платили 70, так как не все поехали. Это уже 200 евро. На бензин я потратил 575 евро. Если взять обычную легковушку с расходом топлива литров 7 на 100 км, получится почти 150 евро экономии. Уже 350 евро нашли. Спиртного мы оттуда привезли себе и на подарки примерно на 250 евро. Кто не пьёт, тоже может сэкономить. Вещи, которые покупала там жена плюс подарки родственникам на Украину обошлись примерно в 200 евро. Если всё это учесть, уже сам отдых на 900 евро дешевле выйдет.

Цены на бензин:

Украина: 28 рублей/литр

Западная Европа: 48 рублей/литр

Белоруссия: 24,5 рубля/литр.

Похожие статьи