Легковые автомобили и их общая классификация. Классификация автомобилей

Устройство современного грузового автомобиля.

Современные грузовые автомобили могут

двигаться без помощи водителя

Виды и классификация автотранспортных средств

Классификация автомобилей осуществля-ется по следующим признакам:

Вид автотранспортного средства;

Основном технический параметр

(масса, мощность или габаритные размеры);

Назначение;

Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:

Пассажирский

(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)

Грузовой

(гру-зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще-ния груза)

Специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)

Специализированный (прицепы и полуприцепы с уста-новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)

Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми , свыше 8 человек автобусом.

После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей , что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в .

Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:

Особо малый (до 1,2 л);

малый (1,2-1,8 л);

Средний (1,83,5 л);

Большой (3,5 л и более);

Высший (не регламентируется).

Автобусы подразделяются по габаритным размерам, - длине на следующие классы:

Особо малый (до 5 м);

Малый (6—7.5 м);

Средний (8,0-9,5 м);

Большой (11-12 м);

Особо большой (16,5 и более метров).

Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:

Особо малый (менее 1т);

Малый (1 — З т);

Средний (3—8 т);

Большой (8—15 т);

Особо большой (15—26 т);

Сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт-ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто-мобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу-чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур-гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.

Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.

Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од-ним или несколькими прицепами образуют автопоезд .

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис-ло ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми веду-щими осями (ЗИЛ-131), 6x4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде-ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па-ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы-ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин-декс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав-тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.

В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно-го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 — легковые;

2 — автобусы;

3 _ грузовые бортовые;

4 — седельные тягачи (резерв);

5 — самосвалы;

6 — цистерны;

7 — фургоны;

8 — резерв;

9 — специальные.

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.

Сейчас многие, прежде чем выбрать конкретную модель и даже марку автомобиля, обращаются к Интернету, но у различных классификаторов существуют разные параметры для разных машин. А некоторые покупатели, уже определившиеся с выбором, ищут более конкретную информацию в прессе и также встречают незнакомые определения.

В первую очередь, транспортные средства делятся по назначению - пассажирские, грузовые, грузопассажирские и специальные. Нас интересует только первая категория - пассажирская, причём не автобусы, а легковые автомобили вместимость до 8 человек . И сразу примечание - если с виду машина кажется легковой, но в неё помещается более 8 пассажиров, то нужно получать водительские права категории D. Легковые автомобили делят по классам, типу кузова, типу привода и другим показателям.

Самая распространённая на сегодняшний день классификация - это деление по классам, её иногда называют европейской классификацией . В её основе лежит деление по размеру автомобиля, и она очень напоминаетразбивку по моделям у Mercedes-Benz. Самый младший A-класс (сюда относятся самые маленькие машинки от Smar tдо «Оки» длиной не более 3,6 м), чуть больший В-класс (так называемые городские автомобили небольшого размера, длиной до 4 м, и с двигателями малой и средней мощности), один из самых популярных средний C-класс (длина до 4,5 м), похожий по размерам, но более просторный D-класс, более длинный Е-класс и самый большой F-класс (длина основных представителей колеблется около 5 м). Отдельное место занимают , минивэны, купе, кабриолеты и различные спортивные автомобили.

Европейская классификация автомобилей (D-, E- и F-классы)



Renault Laguna Nissan Teana Audi A8

Представителям некоторых классов могут давать другие названия. Так раньше самыми популярными были автомобили Гольф-класса , от вольксвагоновского Golf, который был эталоном городского автомобиля. D и Е категории относят к бизнес-классу , а F-класс - это представительские автомобили .

Стоит отметить, что до последнего времени автопроизводители, выпуская следующее поколение того или иного автомобиля, уже получившего принадлежность к определённому классу, несколько добавляли в размерах. Поэтому некоторые «типичные» представители из своего класса по физическим размерам, но остаются в нём в силу позиционирования. Сейчас же начинается обратный процесс уменьшения, из-за более высоких экологических требований, для достижения которых начинается борьба с лишним весом.

Другая не менее важная классификация основана на типе кузова . Главным понятием здесь является «объём», то есть та часть пространства, которую можно отделить от других частей кузова. Так трёхобъёмник - это классический автомобиль с отдельным моторным отсеком, салоном и багажным отделением. Двухобъёмник чаще представляет собой отдельный отсек для двигателя и единые салон и багажник (у некоторых машин с заднемоторной компоновкой объединено пространство салона и двигателя, а багажник находится отдельно спереди). Однообъёмник подразумевает единое пространство для всех частей автомобиля.

Понятие «объёма» в классификации легковых автомобилей



GAZ Siber Lada Kalina Citroen C4 Picasso

Итак, основными видами легковых автомобилей являются седан и хетчбэк. Седан (в Англии и Японии saloon, нотчбэк в Америке) - классический трёхобъёмник с жёсткой крышей, у которого все три части структурно отделены друг от друга. Среди седанов нужно выделить отдельный подвид: лимузины - удлиненные ради комфорта пассажиров второго ряда седаны с перегородкой между местом водителя и остальным салоном. Хетчбэк - двухобъёмник с жёсткой крышей, у которого салон и багажник представляют собой единое пространство, а багажное отделение открывается вместе со стеклом. И тот и другой обычно имеют 4 боковые двери, хотя есть исключения.

Представители седанов, лимузинов и хетчбэков



Volkswagen Polo Sedan Cadillac Presidential Limousine Hyundai Solaris

Существует несколько промежуточных видов между седаном и хетчбэком. Фастбэк - седан с сильно скошенным задним стеклом, но отдельной крышкой багажника. Лифтбэк - седан, очень похожий на хетч, благодаря 5-й двери багажника, но в отличие от второго, задняя часть имеет такой же свес как у седана. И самый большой двухобъёмник - универсал , также имеет большой свес, а его крыша идёт до конца всего автомобиля. У него много обозначений, которые встречаются в названиях моделей - Tourer, Estate, Kombi, Аvant, Caravan и просто Van.

Фастбэк, лифтбэк и универсал



Bentley Continental GT Skoda Octavia Volvo XC70

Универсалы близки двум другим направлениям. Первое, увеличившее полезное пространство, преобразовалось в однообъёмники минивэны (и их родственники с большими возможностями трансформации кузова - мультивэны). У второго увеличена проходимость и сюда входят внедорожники (их ещё иногда называют SUV- Sport Utility Vehicle), у которых большой дорожный просвет, высокая геометрическая проходимость, привод на все колёса и т.д. Впрочем, иногда эти направления пересекаются и получается .

Минивэн , внедорожник и мультивэн повышенной проходимости



Chrysler Grand Voyager Toyota Land Cruiser Volkswagen Multivan PanAmericana

Минивэны и внедорожники, достигшие своего расцвета в период дешёвого бензина, поддаваясь требованиям рынка со временем при сохранении формы кузова стали уменьшаться в размерах. Так появились их средние и малые представители, к определению которых стали присваивать вышеприведённую классификацию (минивэн В-класса ). С другой стороны, был целый класс кмпактных внедорожников,сделанных для армии и получившие гражданские версии.

Компактный минивэн и внедорожник


Opel Meriva Suzuki Jimny

Внедорожники имеют сходство ещё с двумя видам кузовов. Пикапы - средний вариант между внедорожником и грузовиком, - это обычно трёхобъёмники одной частью которых является грузовая платформа. И кроссоверы (производное от внедорожника и хетчбэка), которые становятся всё больше похожи на однообъёмники, характеризуются короткими свесами, большим клиренсом и скошенной крышкой багажника, но переодичеки отсутствием полного привода. Кроссоверы также как и внедорожники могут быть разных размеров.

Пикап, кроссовер и компактный кроссовер



Mitsubishi L200 Mazda CX-9 Subaru XV

Ещё одним направлением развития кузовов, стало создание автомобилей для эгоистов. В их концепцию изначально заложено то, что удовольствие от движения получает только водитель, но и заодно пассажир, который зачастую является единственным. В первую очередь это относится к купе , название которого произошло от двухместного конного экипажа. Раньше этот термин применялся только к автомобилям, имеющим две двери и два места, что справедливо и в наши дни, но сейчас его часто используют для придания спортивности некоторым вполне обычным машинам. Появились четырёхдверные купе , очень похожие по строению кузова на обычные седаны, и даже купе-кроссоверы .

Купе, четырёхдверное купе и купе-кроссовер



Jaguar XKR Mercedes-Benz CLS 63 AMG BMW X6 M

Также к категории «машин для удовольствия» можно отнести кабриолеты , то есть автомобили без крыши, которая может быть мягкой или жёсткой, но полностью убирается. Это и является их главным параметром, а по всем остальным кабриолет может быть каким угодно, и иногда вместо изящного купе cabrio могут быть и городские хетчбэки и даже внедорожники.

Кабриолеты



Aston Martin V8 Vantage Fiat 500C Abarth Land Rover Defender SVX

У кабриолетов есть более узкая ниша - родстеры . Они характеризуются классическими двухдверными кузовами и мощными двигателями. Хотя и этот тип постигала участь купе, и иногда эта приставка появляется у почти обычных моделей. Иногда в Европе и Америке их ещё называют спайдерами . Другой подвид - тарга , отличался дугой безопасности и стеклом, расположенными за сиденьями.

Родстеры



Smart Roadster Coupe Lamborghini Gallardo LP570-4 Spyder Porsche 911 Targa 4S

Существует ещё несколько названий кузовов, которые в основном относятся к ретро автомобилям: фаэтоны (четырёхместные, обычно комфортабельные автомобили без центральных стоек с мягкой крышей), ландо (с открывающимся верхом над пассажирами заднего сиденья), или к различным спортивным направлениям: ралийные автомобили , масл- (маскл)кары , хотроды , машины для кольцевых гонок и прочие. Обычно они имеют свои характеристики и собственную классификацию.

Необычные типы автомобилей



Фаэтон Ford Model T Tourer (1912 год) Chevrolet Indy Car Baltimore Фото: Dakar.com

Можно разделять автомобили по типам двигателей : в зависимости от топлива - бензиновые, дизельные, гибридные и электрические, простые, турбированые и компрессорные с механическим наддувом, по количеству выдаваемых лошадиных сил (актуально при расчёте налогообложения) и пр.

Достаточно показательными с точки зрения классификации машин, являются различные автомобильные премии.

Одна из самых крупных российских премий «Автомобиль года» делит претендентов и по кузову, и по стоимости, добавляя приставку премиум. В итоге получается 23 класса: городские автомобили, малый, малый средний класс, средний и бизнес-класс, представительский и представительский класс премиум, купе, купе премиум, грантуреры, кабриолеты и родстеры, кабриолеты и родстеры премиум, универсалы повышенной проходимости, компактные, лёгкие, средние и тяжёлые внедорожники, пикапы, компактвэны, минивэны, мини-фургоны, легкие фургоны и фургоны.

Уважаемое российское автомобильное издание выбирает лучшие машины, распределяя их в следующих номинациях: компактный автомобиль, автомобиль гольф-класса, автомобиль среднего класса, автомобиль бизнес-класса, представительский автомобиль, минивэн, компактный внедорожник, полноразмерный внедорожник, спортивная модификация, спортивный автомобиль, купе и кабриолет, спецтранспорт.

Одна из самых уважаемых премий британского журнала «What car?» вручает свою премию двум категориям: новые и подержанные авто, разделяя их на супермини, компактные семейные автомобили, семейные автомобили, компактные автомобили премиального сегмента, среднеразмерные автомобили премиального сегмента, автомобили представительского класса, универсалы, мультивэны, кроссоверы, внедорожники, купе, родстеры и кабриолеты, высокотехнологичные автомобили и заряженные хетчбэки

А вот самая главная мировая премия «Car of the Year» в состав жюри которой входит более около 200 профессиональных журналистов, инженеров и менеджеров, не делит машины по классам, а просто выбирает лучшие. В этом году призы получат: Ford B-Max, Hyundai i30, Mercedes Benz A-class, Peugeot 208, Renault Clio, Subaru BRZ/Toyota GT86, Volkswagen Golf and Volvo V40.

Автомобиль плотно вошел в жизнь человека и стал неотъемлемым атрибутом современного мира, давая обширные возможности для перемещений и массу других преимуществ. Стремление приобрести личное автотранспортное средство, на сегодняшний день, является, по данным статистики, одним из наиболее приоритетных в сфере материальных потребностей. Но всегда ли подобная покупка оправдана и рациональна (в особенности, если речь идет об отказе от иных благ цивилизации в пользу авто)?

Именно, этому потребителю? Вдруг основной мотивировкой выступает: «чтобы было, как у всех». Но ведь человеку разумному негоже исходить из подобных побуждений. В связи с этим, дабы авто, действительно, принесло пользу и практическую значимость, важно разобраться – в чем же, на самом деле назначение автомобиля. Однако, изначально, как и в любом вопросе необходимо определиться с понятийным аппаратом относительно рассматриваемой проблематики. Так как, именно, в понятии заложено основное назначение автомобиля.

Слово «автомобиль» не являлось первоначальным обозначением, того, что принято считать автомобилем. Изначально, сие человеческое творение называлось «вуатюоотомобиль». Вуатюоотомобиль – слово, состоящее из трех: фр. – повозка, греч. – сам, лат. – движение. Это можно перевести, как повозка, которая может самостоятельно передвигаться. Или, как ее именовал русский изобретатель Кулибин – «самокатная повозка».

Таким образом, первоначальное назначение автомобиля – самостоятельное передвижение, что не в полной мере соответствует действительности, так как присутствие человеческого фактора в большинстве случаев необходимо, но, тем не менее, раскрывает суть, так как ранее передвижение повозок осуществлялось при помощи ездовых и тягловых животных.

Постепенно, по мере модернизации внешнего вида, слово претерпело изменение и превратилось в «отомобиль», то есть: сам и движение. Следующим шагом стало изменение «ото» — сам, на «авто» — автоматика, механика. И перед человеком предстал автомобиль.

Итак, автомобиль – транспортное средство, движущееся автоматически. Данное определение является наиболее точным, так как не исключает присутствие человеческого фактора и более полно описывает назначение автомобиля.

Когда, человек, только изобрел колесо, которому было суждено стать первоосновой тележек и впоследствии автотранспорта, он не помышлял, что назначение автомобиля могло бы лежать за рамками облегчения жизнедеятельности: перевозка грузов, ускорение, выполнение специфических работ.

Однако, вуатюоотомобили расширили назначение автомобиля, добавив в нее зрелищно-эстетическую составляющую. Эти движущиеся повозки, выпускающиеся штучно, применялись для проведения парадов, фестивалей и прочих торжественных шествий. Естественно, подобное использование автомобиля – частности, но эти частности и в современном мире зачастую не потеряли своей актуальности. Например, на улицах городов в определенные значимые даты можно увидеть выставку или парад спецтехники.

Теперь же для наглядности и удобства восприятия, необходимо рассмотреть назначение автомобиля в форме классификации. Естественно, речь пойдет о приложении вопроса к современной действительности.

Назначение автомобиля по специфике выполняемых работ

Транспортировка

Данное назначение автомобиля имеет две подкатегории: перевозка пассажиров и перевозка грузов. К данному разделу можно отнести, как личные авто, используемые для транспортировки, так и общественный пассажирский транспорт и автомашины, задействованные в сфере логистики.

Выполнение специальных работ

К данной категории относится спецтехника и служебный транспорт во всем его многообразии: автокран, пожарные машины, машины скорой помощи и многое другое. Иногда служебные автомобили, которые не являются специально оснащенными для выполнения тех или иных работ, а имеют, только символику организации, выделяют в отдельный подраздел. Но, как правило, это способствует путанице и, следовательно, такое разделение нецелесообразно. Просто в таком случае назначение автомобиля несколько расширяется, то есть он может, как осуществлять транспортировку, так и выполнять спецработы.

Достижение высоких скоростей

Данный тип автомобилей делится на две категории: гоночные, созданные специально ля участия в гонках, и рекордно-показательные, созданные для установки рекордов скоростей, либо, как экспериментально-показательные модели.

По способу эксплуатации

  1. Эксплуатация автомобиля в обычных условиях . К условиям относятся следующие: климатический и температурный режимы, ландшафт, характеристики грузоподъемности и проходимости.
  2. Эксплуатация автомобиля в экстремальных условиях , либо условиях, приближенных к экстремальным. Для такого рода условий существуют автомобили отдельной категории: и колесные вездеходы.

Назначение автомобиля по характеру позиционирования

  1. Показательные . Речь идет об экспериментальных моделях, которые компании еще не поставили на конвейерное производство, а запустили, только в штучных экземплярах, дабы оценить заинтересованность потребителя. Такие автомобили могут позиционироваться на выставках, использоваться в общественных тестированиях, реализовываться на специальных условиях и так далее.
  2. Статусные . Призваны показать статус и финансовые возможности своего владельца окружающим. В первую очередь, это, конечно — модели имидж-класса. Однако, в данной роли могут выступать штучные модификации авто бизнес-класса, а в некоторых странах и серийные версии категории бизнес-класс.
  3. Исторические . Как правило, не эксплуатируются, если только в знаменательные даты. Назначение автомобиля данной категории – знакомство людей с историей автомобилестроения.
  4. Парадные . Предназначены для парадных шествий и фестивалей того или иного рода.

В зависимости от нужд владельца

В данном случае, возможно, было бы логичнее отказаться от классификатора, так как нужды владельца могут быть крайне обширными. В качестве примера можно привести то, что некоторые народные умельцы запросто могут приготовить шашлык на разогретом двигателе (повторять, естественно, не рекомендуется). Однако, чтобы сохранить структуру повествования, ниже будут приведены основные способы использования авто.

  1. Расширение возможностей для перемещения. В современном мире с его развитыми системами коммуникаций люди, как правило, редко работают в пределах шаговой доступности от дома. В связи с этим, для многих, назначение автомобиля – это реализация его основных функций, как средства передвижения. Естественно, перемещения не ограничиваются, только поездками на работу. Автомобиль также активно используется для расширения возможностей проведения досуга: поездка на природу, дачу или настоящее .
  2. Возможность показать окружающим свой социальный статус и финансовые возможности. В данной категории могут выступать не только статусные машины из классификации «Назначение автомобиля по характеру позиционирования»
  3. Повышения уровня независимости, как физической, так и духовной.

Естественно, все приведенные выше классификации не могут охватить назначение автомобиля в полной мере. Но это и не принципиально, так как оно имеет тенденцию к развитию и расширению. Чего стоит только, так называемый летающий автомобиль, который уже не является фантастикой, а давно существует, сочетая в себе возможности автотранспорта и летательного аппарата. И, вероятно, в будущем будет иметь широкое применение, дабы избежать автомобильных заторов и расширить границы скоростных режимов.

План:


    Введение

  • 1 Назначение

  • 2 Классификация

    • 2.1 Легковые автомобили

    • 2.2 Автобусы

    • 2.3 Грузовые автомобили

  • 3 История создания автомобиля

  • 4 Общее строение

  • 5 Применение автомобилей

  • 6 Производство автомобилей

  • 7 Автомобильные предприятия Украины

  • 8 Проблемы автомобилей

  • 9 Интересные факты Примечания
    Литература

Введение

Современный легковой автомобиль Mercedes-Benz CLS 350 BlueEFFICIENCY

Автомобиль, авто, автомобиль (от греч. αὐτός - "Сам" и лат. mobilis - "Тот, что движется") - самоходная колесная машина, которая приводится в движение установленным на ней двигателем и предназначенное для перевозки людей, грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ и перевозки специального оборудования безрельсовым дорогами. Передвигается преимущественно суше.

1. Назначение

Автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и грузов, первоначально рассматривался как механизированный вариант конной упряжки.

Большинство современных автомобилей имеют четыре колеса, жидкостное (обычно в системах охлаждения используется антифриз) или воздушное охлаждение двигателя, карбюраторный, инжекторный или дизельный двигатель внутреннего сгорания.

Разрабатываются также автомобили на электрических аккумуляторных батареях и гибридные автомобили.

2. Классификация

Автопоезд

Современные автомобили по назначению подразделяются на:


  • транспортные - основная группа, предназначенные для перевозки людей и груза (до транспортных автомобилей относятся также специальные буксирные и седельные тягачи, предназначенные для работы в составе автопоезда):

    • грузовые,

    • пассажирские:

      • легковые,

      • автобусы;

  • специальные - оснащены соответствующим оборудованием и предназначены для выполнения определенных производственных операций (автокраны, автовышки, автокомпресоры, пожарные машины, передвижные ремонтные мастерские и т.д.);

  • гоночные - используются для спортивных соревнований.

2.1. Легковые автомобили

Легковые автомобили, предназначенные для индивидуальных перевозок пассажиров, имеющие от 2 до 8 мест, включая место водителя, и классифицируются по рабочим объемом цилиндров двигателя, который определяется в литрах. Различают следующие классы легковых автомобилей:


  • микролитражные (до 0,57 л),

  • малолитражные (0,75-2 л),

  • середньолитражни (2-4 л),

  • крупнолитражные (более 4 л).
Литражом двигателя в значительной степени определяются основные транспортные показатели легковых автомобилии. При высоком литражу автомобили имеют большую мощность, скорость и емкость, но и больше тратят топлива. Легковые автомобили классифицируются также по типу кузова:

  • лимузины (закрытый кузов),

  • кабриолеты (закрытый кузов с матерчатым верхом),

  • фаэтоны (открытый кузов с тентом).

2.2. Автобусы

Автобусы предназначены для групповых перевозок пассажиров. По количеству мест для сидения делятся на:


  • автобусы малой вместимости (до 25 мест),

  • средней (от 26 до 35),

  • большой (от 36 до 45),

  • особо большой вместимости (более 45 мест).
По назначению автобусы подразделяются на:

  • городские,

  • междугородные,

  • специализированными, отличающихся планировкой кузова, оборудованием, оборудованием сидений, скоростью движения.
К специализированным относятся автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров определенных категорий (экскурсантов, туристов, школьников).

2.3. Грузовые автомобили

Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности. Различают следующие классы грузовых автомобилии:


  • очень малой грузоподъемности (менее 0,75 тонн),

  • малой (0,75-2,5 тонн),

  • средней (2,5-5 тонн),

  • большой (5-10 тонн),

  • очень большой грузоподъемности (свыше 10 тонн).
По типу кузова грузовые автомобили делятся на:

  • универсальные - имеют открытую платформу с откидными бортами,

  • специальные

    • самосвалы (с перекидной открытой платформой),

    • фургоны (с закрытым кузовом),

    • цистерны (для жидкостей),

    • цементовозы и другие.

3. История создания автомобиля

Автомобиль модели "Velo" Карла Бенца (1894) разработан для первых автомобильных гонок.

Самоходные экипажи различных схем и конструкций разрабатывались многими изобретателями еще в XVI - XVIII веках. Особенно интересные изобретения были сделаны в России. В 1751 - 1752 годах Л. Шамшуренкив построил "самобиглу коляску", которую двигали с помощью педалей. В 1784 - 1791 известный русский изобретатель И. П. Кулибин построил "самокатку", которая имела своеобразную коробку передач, маховик, механические тормоза, роликовые подшипники. Изобретение паровой машины позволило французскому инженеру Кюньйо (1769 - 70) создать первый паровой автомобиль. Быстрое развитие автомобилей начался после появления быстроходных и экономических, двигателей внутреннего сгорания. Таким двигателем был первый карбюраторный бензиновый двигатель, созданный в 1879 году русским изобретателем-конструктором А. С. Костович. Его двигатель весил 240 кг и развивал мощность в 60 к. с.. Изобретение легкого, компактного поршневого двигателя внутреннего сгорания имело большое значение для создания современного автомобиля. В 1885 - 1887 годах немецкие конструкторы К.-Ф.Бенц и Даймлер построили первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Важную роль В совершенствовании и улучшении эксплуатационных качеств автомобиля сыграла Советская научная автомобильная школа, созданная М. Г. Брилингом и Е. А. Чудакова.

4. Общее строение

4.1. Ходовая часть

Ходовая часть состоит из рамы, переднего и заднего мостов (осей), подвески и колес с пневматическими шинами. Рама является основой для крепления всех механизмов автомобилей, а также кузова или кабины и грузовой платформы в грузовых автомобилей. В легковых автомобилях и автобусах широко применяются безрамные конструкции, в которых все механизмы прикреплены к корпусу цельнометаллического несущего кузова. Мосты автомобилей передают вертикальную нагрузку от рамы или кузова на колеса, а толкающие и тормозные усилия - от колес к раме или кузову. Передний мост состоит из балки и шарнирно соединенных с ней поворотных цапф, с помощью которых автомобиль делает поворот. Задний мост изготовляют обычно пустотелым. В нем размещена часть механизмов силовой передачи. Подвеска упруго соединяет мосты с рамой и вместе с шинами смягчает толчки и удары, возникающие во время движения автомобилей.

В качестве упругого элемента подвески применяют рессоры (упругие балки, составленные из отдельных стальных листов) или витые пружины; используют также стержневую (торсионную), резиновую, пневматического и пневмогидравлического подвески. Для передних колес легковых автомобилей широко применяют так называемую независимую подвеску", в которой упругий элемент соединяет раму или кузов непосредственно с колесом. Для гашения колебаний подвески во всех легковых и в некоторых грузовых автомобилях устанавливают гидравлические или механические (фрикционные) амортизаторы.

Для улучшения маневренности колеса транспортных средств устанавливаются с определенными углами развала и восхождение. Для контроля и регулирования этих параметров применяются специальные (лазерные или компьютерные) стенды развал-схождение".

Кроме того, колеса транспортных средств подлежат периодическому балансированию на специальных балансировочных станках.

4.2. Двигатель

Двигатель Mercedes V6, 1996 года выпуска.

Основным типом двигателя современных автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. Значительные перспективы развития имеет автомобиль с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания. Электрические (аккумуляторные) автомобили применяются для городских перевозок легких и мелких грузов. Паровые автомобили теперь почти не применяются. По виду топлива используется для поршневых двигателей внутреннего сгорания, различают:


  • бензиновые,

  • газобаллонные,

  • газогенераторные,

  • дизельные.
Карбюраторные и дизельные автомобили составляют теперь основную часть автомобильного парка.

К дизельных автомобилей относятся преимущественно грузовые автомобили большой грузоподъемности и автобусы средней и большой вместимости. Газобаллонные и газогенераторные автомобили работают на местных видах топлива.

Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую, в результате чего на валу двигателя возникает вращающий момент. Современные карбюраторные автомобильные двигатели работают по четырехтактным рабочим процессом. Они имеют мощность от 25 (микролитражные автомобили) до 450 к. с. (легковые автомобили высокого класса) при скорости вращения коленчатого вала 3 000-4 500 об / мин. Дизели применяют четырехтактные и двухтактные мощностью от 100 до 450 к. с. при 1 500-2 500 об / мин. Число цилиндров от 2 (микролитражные автомобили) до 12 (мощные двигатели тяжелых грузовых автомобилей и двигатели легковых автомобилей большого литража). Размещение цилиндров обычно вертикальное однорядная или V-образное. Двигатель размещают в передней части автомобиля по его продольной оси или со стороны водителя. В легковых автомобилях и автобусах двигатель часто размещают в задней части вдоль или поперек кузова.

4.3. Трансмиссия

Типовая схема силовой передачи легкового автомобиля.

Силовая передача (трансмиссия) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она состоит из коробки передач, механизма сцепления, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей, соединенных со ступицами ведущих колес. Коробка передач позволяет увеличивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля при увеличении сопротивления движению (например, на подъеме, при разгоне). Кроме того, она позволяет делать задний ход и обеспечивает длительное разобщение двигателя с ведущими колесами, необходимое во время пуска двигателя и холостого хода. По способу изменения передаточного числа коробки передач делятся на:


  • ступенчатые,

  • бесступенчатые,

  • комбинированные.
В современном автомобиле распространенные простые ступенчатые коробки передач. Сцепление служит для разъединения и медленного соединения работающего двигателя с коробкой передач, в результате чего обеспечивается медленное трогание автомобиля с места и уменьшаются ударные нагрузки на зубья шестерен коробки передач при их переключении. По способу передачи крутящего момента сцепления разделяются на:

  • фрикционные - вращающий момент передается за счет сил трения между ведущими и ведомыми элементами механизма (обычно дисками, прижимаемыми друг к другу пружинами),

  • гидравлические (гидромуфта) - крутящий момент передается при помощи жидкости, циркулирующей между ведущим элементом - насосным лопастным колесом и ведомым элементом - турбинным колесом,

  • комбинированные - применяются в автомобилях с простой ступенчатой ​​коробкой передач, так гидромуфта обеспечивает очень медленный разгон автомобиля, но не предотвращает удары между зубцами шестерен коробки передач при их переключении как фрикционная муфта.
Карданная передача связывает агрегаты силовой передачи, валы которых расположены под некоторым углом, который изменяется во время движения автомобилей. Она состоит из одного или нескольких трубчатых карданных валов, карданных шарниров (карданов) и промежуточных опор. Карданы по своей конструкции делятся на жесткие и мягкие.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его от карданного вала к дифференциала и далее на полуоси, расположенные под прямым углом к продольной оси автомобиля. Главные передачи делятся на:


  • шестеренчатые:

    • одинарные,

    • двойные;

  • червячные.

4.4. Механизм управления

Механизм управления автомобилем состоит из двух систем: рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм преобразует поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки. Рулевой привод связывает сошку с поворотными цапфами управляемых колес. Он состоит из продольной рулевой тяги, рычагов поворотных цапф и поперечной рулевой тяги.

В тяжелых грузовых автомобилях и автобусах в систему рулевого управления входят гидравлические или пневматические усилители (сервомеханизмы), увеличивающие усилия водителя и значительно облегчают его работу. Для торможения в автомобиле две системы:


  • основная, действует от тормозной педали

  • вспомогательная (стояночная), действующий от ручного рычага.

5. Применение автомобилей

В процессе совершенствования конструкции и технологии производства автомобилей значительно расширилась сфера их применения, что вызвало появление специализированных автомобилей. Специальные автомобили используются в частности для потребностей:

  • вооруженных сил (бронеавтомобили, боевые машины пехоты, мобильные ракетные комплексы, радиолокационные установки и др.).

  • строительно-монтажных организаций (автокраны, буровые установки и др.).

  • автомобильного спорта

  • служб экстренной помощи (пожарные автомобили, скорая медицинская помощь и др.).

  • коммунального хозяйства (снегоочистительные, мусоровозы, уборочные и др.).

6. Производство автомобилей

В мире ежегодно выпускается более 300 млн. автомобилей.

С 1951 по 1991 год количество машин на английских дорогах увеличилось с 2 до 20 миллионов.

В I-м квартале 2007 году впервые обогнав GM по количеству проданных авто на первое место вышла Тойота. Этот показатель у Тойоты: 2,348 млн., а у GM - 2,26 млн. автомобилей. Совершенство конструкции и приспособленность автомобилей к использованию в различных условиях эксплуатации оцениваются по его динамическими (скоростными) качествами, устойчивостью движения, проходимостью, плавностью хода, легкостью управления, топливной экономичностью, надежностью. Эти эксплуатационные качества автомобилей определяются его конструктивными, геометрическими и весовыми параметрами. Для производства отечественных автомобилей характерно значительная потребность в повышении надежности и долговечности механизмов вследствие улучшения качества материалов, совершенствование технологии изготовления деталей, усиления их жесткости, совершенствование системы фильтрации масла и воздуха в двигателях. Важной проблемой является эргономичность и комфортабельность отечественных автомобилей. Принимаются меры к облегчению техичного обслуживания, в частности вводится система центрального смазывания деталей ходовой части и механизмов управления.

7. Автомобильные предприятия Украины


  • Автотехнология

  • Анто-Рус

  • ГАЛАЗ

  • КрАСЗ

  • Еврокар

  • Стрый-Авто

8. Проблемы автомобилей

Количество пассажирских автомобилей на 1000 жителей страны.

Создание двигателей, не загрязняющих окружающую среду, сняло экологические проблемы крупных городов.

Автомобиль - сложная система, совокупность механизмов и узлов, которые могут выходить из строя. Поэтому автомобили требуют регулярного технического обслуживания. Зачастую необходимо проверять давление воздуха в шинах, уровень масла (масла) и тормозной жидкости, а также температуру двигателя. Исходя из этого, большинство автомобилей оснащены приборами-индикаторами, которые позволяют следить за этими параметрами. Давление воздуха в шинах измеряется шинным манометром.

При експлуатації автомобіля найчастіше зношуються шини та гальмівні колодки. Шини також можуть пошкоджуватися при наїзді на гострі предмети (цвяхи, шурупи, скло, тощо). Пошкоджені шини часто підлягають ремонту і придатні для подальшої експлуатації. Зношені гальмівні колодки необхідно замінювати новими. При цьому постає проблема утилізації зношених колодок, котрі здебільшого виготовлені зі шкідливого для людини азбесту. Тому останнім часом промисловість переходить на виготовлення безазбестових гальмівних колодок.

Утилізації та переробки потребують також використане мастило, зношені шини, акумуляторні батареї, гальмівна рідина, тощо. Використане мастило переробляють на промивну оливу. Зношені шини спочатку розділяють на металевий корд і гуму, потім корд використовують, як металобрухт, а гуму використовують для виготовлення вторинних гумових виробів або додають до асфальту. Акумуляторні батареї найчастіше використовують для переплавки на свинцеві чушки.

Литература


  1. Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985.

  2. Несвитский Я. И. Грузовые автомобили. К., 1953. (Рус.)

  3. Автомобиль (описательный курс). Под ред. Г. В. Зимелева. М., 1955. (Рус.)

  4. Гольд Б. В., Фалькевич Б. С. Теория, конструирование и расчет автомобиля. М., 1957. (Рус.)

  5. Абрамович А. Д. Технические характеристики автомобилей. М., 1958. (Рус.)


энергия

Современные автотранспортные средства классифицируются по разным признакам: литражу двигателя, грузоподъемности, вместимости, колесной формуле, осевой нагрузке, габаритным размерам; назначению, типу двигателя, типу кузова и т.д.

1.3.1. Маркировка двигателей

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена:

на двигателях мод. 402.10, 4021.10 и их модификациях на специ­альной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров между фланцами крепления бензинового насоса и приво­да распределителя зажигания;

на двигателе мод. 4062.10 и его модификациях на специальной обра­ботанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров, над бобышками крепления передней опоры двигателя.

В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфави­та (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры.

Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом.

Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной.

Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру.

На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение моде­ли двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двига­теля включает менее шести цифр, то на незаполненных местах послед­них знаков (справа) выбиты нули. Например: "402000"; "402100"; "406200".

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектнос­ти, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ).

Например: "40200G"; 40620F" и др.

Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв).

Первый знак - условный буквенный код года выпуска двигателя (V-1997;W-1998:X-1999).

Второй знак - условный цифровой код сборочного цеха (конвейе­ра), собравшего двигатель (О, 1, 2...).

Последующие знаки - порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указа­тельной части маркировки выбиты нули.

Например: "W1002774", где

1 - код сборочного цеха (конвейера);

2774 - номер двигателя.

В начале и конце маркировки, а также между ее составными частя­ми выбит разделительный знак - пятиконечная звезда.

Пример маркировки: *40200G*W1002774*; 40620F*W4000774*

По величине массы и осевой нагрузки (весу, приходящемуся на ось), а также габаритным размерам (высоте, ширине, длине) все АТС делятся на две группы: дорожные и внедорожные.

Дорожные автомобили - это АТС, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования. Осевые нагрузки и габариты таких автомобилей соответствуют определенным ограничениям, которые учитываются при проектировании и строительстве дорог и дорожные сооружений.

Автомобили, выходящие за указанные ограничения, относятся к внедорожным . Они эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Примерами внедорожных автомобилей являются карьерные автомобили самосвалы: БелАЗ – 75404, БелАЗ - 75553, БелАЗ - 75131, БелАЗ - 75303 и др.

По назначению автомобили классифицируются на транспортные и специальные (рис.1.1). При этом назначение АТС и некоторые конс­труктивные особенности согласно ОН 025.270-66 отражаются в их обозначении (индексации).

КамАЗ-5320: КамАЗ - условное на­именование Камского автомобильного завода; 5 - класс, грузовик полным ве­сом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ-5320 около 15 т); 3 - вид, бортовые грузо­вики; 20 - порядковый номер модели.

Казалось бы, все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Напри­мер, с автомобилями повышенной и вы­сокой проходимости, модификациями легковых машин с кузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соот­ветствии с отраслевой нормалью они считаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоя­тельные третью и четвертую цифры, - короче, рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, соз­данные на базе автомобилей с кузовом «универсал», рассматриваются как моди­фикации последних и, таким образом, имеют пятизначный индекс. Наконец, са­нитарным автомобилям на базе грузо­вых шасси присваиваются из соответст­вующих классов индексы специальных машин.

Появление новой модели автомобиля, которой дается самостоятельный ин­декс, - это прежде всего изменение одного из основных параметров ее ха­рактеристики - полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о тре­тьей и четвертой цифрах индекса. Основ­ным автомобильным заводам выделена группа по 10-12 цифр, которые служат для нумерации базовых моделей. При этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов спе­циализированных и специальных автомо­билей на их базе, Например: седельно­му тягачу, спроектированному на базе грузовика, обозначенного 0301, присва­ивается индекс 0401, самосвалу - 0501, автомобилю-цистерне - 0601, автомо­билю-фургону - 0701 и специальной машине - 0901.

А как быть с автопоездами? Их обоз­начение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускаю­щего тягач, тире, индекса модели тяга­ча, дефиса и индекса модели полупри­цепа. Например: КамАЗ-5320-8350.

Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. Модификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели, ограничивающую или расширяющую область ее при­менения в эксплуатации. Она обознача­ется в индексе базовой модели при­бавлением пятого знака в нарастающем порядке. Первая модификация получит индекс 00001, вторая - 00002 и т. д., а девятая (последняя) - 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамаЗ-5320 имеет обозначение КамАЗ-53202. Если появится десятая мо­дификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.

А как обозначаются модернизирован­ ные автомобили и вариантные исполне­ ния? Модернизация (сумма усовершен­ствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных в его техниче­ской характеристике, не находит отра­жения в его индексе. Модернизация, значительно изменяющая отдельные па­раметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного ис­полнения отражена в двухзначном циф­ровом «суффиксе». Так, обозначение мо­дернизированного варианта модели со­ставляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четы­рехзначного индекса, дефиса и цифро­вого двухзначного «суффикса» вариант­ного исполнения.

Экспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6- экспортный вариант; 7 - экспортный ва­риант для тропического климата; 8, 9 - резерв для других экспортных вариан­тов;

Обозначение эксперимен­ тальных автомобилей и их вариантов. Им присваивается индекс модели в ус­тановленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментально­го образца, 2Э для второго и т. д. При окончательном уточнении и утвержде­нии конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений.

Нормаль на классификацию и систему обозначения авомобилей позволяет по индексу получить краткое точное пред­ставление об автомобиле и его назначе­нии. Думаем, что знакомство с этой си­стемой будет полезно для любого авто­мобилиста.

Рис. 1.1. Классификация АТС по назначению

Транспортные автомобили - это АТС, предназначенные для перевозки грузов и (или) пассажиров, т.е. выполнения транспортной ра­боты. Они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Пассажирские автомобили включают два вида: 1 - легковые; 2 - автобусы. Грузовые автомобили делятся на 2 большие группы: об­щего назначения и специализированные (рис.1.1). Автомобили общего назначения имеют, как правило, открытую грузовую бортовую платформу (часть автомобилей имеет Сортовые платформы, закрытые тентом) и предназначены преимущественно для транспортирования штучных (тарных) грузов, т.е. грузов, размещаемых на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности, в мешках, ящиках и другой таре. Они включают в себя два вида автомобилей: 3 - бортовые; 4 - седельные тягачи. Последние служат исключительно для буксировки полуприцепов и не имеют платформы для размещения грузов. Все остальные транспортные автомобили относятся к специализирован­ным, т.е. таким, которые рассчитаны на определённые виды грузов. Специализированные автомобили делятся на 4 вида:

5 - самосвалы (для перевозки насыпных и навалочных грузов);

6 - цистерны (для перевозки жидких, газообразных грузов и некоторых видов сыпучих грузов):

7- фургоны (для перевозки грузов, нуждающихся в защите от неблагоприятного или вредного воздействия внешней среды);

8 - резерв;

Использование специализированных автомобилей имеет целью обеспечить повышенную сохранность груза и (или) сократить время погрузочно-разгрузочных работ.

Грузопассажирские автомобили предназначены для перевозки как пассажиров, так и грузов.

Специальные автомобили в отличие от транспортных не пред­назначены для перевозки грузов или пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы, а используются для перемещения специального оборудования, которое монтируется на шасси и предназначено для выполнения различных технологических операций. К таким автомоби­лям относят автокраны, автомастерские, пожарные автомобили, ра­диостанции, измерительные лаборатории, спортивные и т.п. Все специальные автомобили относят к 9-му виду.

Таким образом, все АТС по назначению делятся на 9 видов.

Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:

а) для грузовых автомобилей - полная масса;

б) для автобусов - габаритная длина;

в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.

Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).

Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.

Таблица 1.1

Классы автомобилей

Показа­тели

Классы автомобилей

Грузо­вые

Полная масса

Свы­ше 40

При­цепы

Полу при­цепы

Легко­вые

Литраж (л)

3,5 и более

Авто­бусы

Габарит­ная дли­на (м)

16,5 и бо лее

М а = М о + М грн + М Д + М э (1.1)

где М 0 = М с + М 3 + М с - собственная масса автомобиля;

М с - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:

М Э - масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, мотор­ного и трансмиссионного масла);

М с - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);

М грн - номинальная масса груза;

М Д - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);

М э, - масса экипажа.

М э = ( m 4+ m 6 к, (1.2)

где m 4 - расчетная масса одного человека;

m 6 - расчетная масса багажа;

П к - вместимость кабины (включая место водителя).

Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле

М а = М о + М грн + ( m 4+ m 6 Н + М Д (1.3)

где П Н - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),

Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса во­дителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:

23 кг - для междугородных и туристских автобусов;

13 кг - для автобусов местных линий;

3 кг - для автобусов пригородных линий;

0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.

Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.

П Н = П n + П о +1=(П сил + П ст )= П о +1. (1.4)

где П n - число мест для пассажиров;

П сил, П ст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;

П о - число мест для обслуживающего персонала.

В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, в части установления требований к конструкциям и методам испыта­ний, широко используется международная классификация АТС, приня­тая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.

Каждая из трех указанных категорий в зависимости от коли­чества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.

Пассажирские АТС:

M 1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения

M 2 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;

M 3 - то же. но полную массу свыше 5 т.

Грузовые автомобили:

N 1 - полной массой до 3.5 т;

N 2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;

N 3 - полной массой свыше 12 т;

Прицепы и полуприцепы:

О 1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;

О 2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;

0 3 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;

О 4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.

В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.

Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему наз­начению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрега­тов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)

Условное наименование семейства и индексации, входящих в не­го моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.

Базовая модель - это основная модель семейства, преобладаю­щая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.

Производная модель - это модель автомобиля, в котором ис­пользуются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производ­ная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.

От производной модели следует отличать модификацию.

Модификация модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью приме­нения или конструктивным исполнением отдельных частей.

Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в ин­дексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - моди­фикация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощ­ностью двигателя.

Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомоби­ля и область его применения.

Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.

Северный вариант предусматривает повышенную мощность систе­мы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревате­ля двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повы­шение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.

Тропический вариант также имеет целью приспособить автомо­биль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).

Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повы­шенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнитель­ных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повы­шение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной эко­номичности и безопасности.

Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельско­хозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.

Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорож­ных условиях.

На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, кото­рые заняты на этих работах более 50 % времени в году.

Гусеничные тракторы используют на транспортных работах толь­ко в условиях бездорожья и на короткие расстояния.

Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей - на одно-, двух- и трехосные.

Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соот­ветственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 - с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.

Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемнос­тью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг - с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гид­роподъемниками для разгрузки.

Похожие статьи