Все затраты по грузовому автотранспорту сводим в таблицу 8. Затраты берём из предыдущих расчётов. Прочие прямые затраты планируются в размере 10% от суммы всех прямых затрат.
Стр.6=(стр.1+2+3+4+5)*10/100
Накладные расходы – это затраты, связанные с оплатой труда управленческого обслуживающего персонала автопарка.
Накладные расходы планируют в размере 20% от общей суммы затрат, включая и прочие прямые за минусом стоимости ГСМ.
Стр.7=(стр.1+3+4+5+6)*20/100
Таблица 8- Себестоимость 1 т-км.
Далее все затраты складываем, находим «Итого затрат». Затраты на 1 т-км определяются делением каждого элемента затрат в отдельности на плановый объём перевозок (Qт-км). Чем она ниже, тем эффективнее используется парк грузовых машин. Сравните плановую себестоимость с фактической и дайте предложения по её снижению. Оформите расчёты выводами.
Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 3
Задача . Автотранспортное предприятие имеет 2 марки машин
Норма амортизации 0,37% на 1000 км пробега.
Коэффициент использования пробега 0,53.
Коэффициент использования грузоподъёмности 0,86.
Цена 1 л взять из ПЗ № 3
Из всех водителей 8 чел. имеют I кл.
2 чел. – II кл.
Премии принять 100%.
Затраты на замену шин составляют в год на все автомобили:
По КамАЗам – 588000 руб.
По ЗИЛам – 378000 руб.
Определить себестоимость 1 т-км на предприятии.
Расчёты оформить в виде таблиц.
Решение:
Таблица 1- Планирование объёма грузоперевозок
Средняя грузоподъемность машин q=
Объем транспортной работы Q n - rv =
Таблица 2- Заработная плата шоферов
Определяем начисления на заработную плату: (по аналогии с расчетом в ПЗ №3)
Таблица 3- Расчёт амортизационных отчислений
Таблица 4 - Определение потребности ГСМ
Марки машин | Общий пробег | Норма расхода топлива на 100 км (л) | Всего топлива (гр2*гр3 / 100) (л) | Моторное масло | Спец. масла | Трансмис. масла | Пластичные смазки | ||||
норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (кг) | треб (кг) | ||||
КамАЗ-5320д | |||||||||||
ЗИЛ-4502 | |||||||||||
ИТОГО | х | х | ? | х | ? | х | ? | х | ? |
Таблица 5 - Определение стоимости ГСМ
Таблица 6 - Определение затрат на ТР
Таблица 7- Себестоимость 1 т-км.
Расчёт заработной платы водителей и ремонтных рабочих
Задача 1.
Расстояние перевозки (l) – 80 км, в т.ч. 55 км по 1 группе дорог
25 км по 3 группе дорог
Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 8 т.
по 3 группе дорог – 28 км/ч
по 3 группе дорог (β) – 0,45
Норма времени под погрузкой, разгрузкой (t ПР) – 15 мин за 1 т груза
Подготовительно-заключительное время (t ПЗ) – 23 мин = 0,38 часа
Часовая тарифная ставка водителя (Cч) КамАЗ – 5320 – 53,40 руб.
Определить зарплату водителя за 1 рейс.
Решение:
- Количество т-км за 1 рейс:
q * l (1 группы дорог) =
q * l (3 группы дорог) =
- Время движения 1 рейса:
t = Нт-км * Qт-км + tпр
а) Норма времени на 1 т-км:
Нт-км = , мин/т-км
б) Время движения 1 рейса:
t = Нт-км 1гр * (кол-во т-км 1гр) + Нт-км 3гр * (кол-во т-км 3гр) + tпр*q, час
в) Общее время работы водителя:
t = t + t , час
- Зарплата водителя за 1 рейс:
Ст = t * Сч/60, руб/т
Зп осн = Ст-км 1гр*(кол-во т-км 1гр) + Ст-км 3гр*(кол-во т-км 3гр) + Ст* q, руб
в) Доплата за классность:
Дкл = (t * Сч)*0,25, руб.
г) Премия – 20%:
Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.
д) Зарплата всего:
Зп с нач =
Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 4
Задача 2.
Расстояние перевозки (l) – 50 км
Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 16 т.
Расчётная скорость пробега (Vт) по 1 группе дорог – 49 км/ч
Коэффициент пробега по 1 группе дорог (β) – 0,5
Коэффициент использования грузоподъёмности (γ) - 1
Норма времени под погрузкой, разгрузкой (t ) – 10 мин за 1 т груза
Подготовительно-заключительное время (t ) – 23 мин = 0,38 часа
- Зарплата водителя за 1 рейс:
а) Сдельная расценка за 1 т-км:
Ст-км = Нт-км * Сч/60, руб/т-км
Расценка за 1 т погрузки, разгрузки:
Ст = t пр * Сч/60, руб/т
б) Зарплата водителя за 1 рейс – основная:
Зп осн = Ст-км *(кол-во т-км) + Ст* q, руб
в) Доплата за классность:
Дкл = (t СМ * Сч)*0,25, руб.
г) Премия – 20%:
Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.
д) Зарплата всего:
Зобщ = Зп осн + Дкл + Пр, руб.
е) Зарплата с учётом отпускных и ЕСН:
Зп с нач = Зобщ*1,083*1,356, руб
Зп с нач =
Практическое занятие № 5
Сегодня поговорим о такой теме, как: Тарифная система оплаты труда, а натолкнуло меня на эту тему одно из обсуждений на .
Для начала определимся, что есть такое - Тарифная система. Придадим данному термину, для простоты написания, сокращенный вид - ТС.
ТС включает в себя следующее:
- тарифное нормирование труда;
- тарифную сетку для оплаты труда работников в соответствии со сложностью выполняемых работ (квалификацией работников) и с учетом их личных деловых качеств;
- дифференциацию тарифных ставок разряда по значимости отдельных видов производств и работ, их технологической сложности, а также значимости сфер приложения труда;
- доплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, по группам условий труда.
Теперь разберем каждый пункт по порядку.
Тарифное нормирование труда
работников (определение сложности работ и присвоение разрядов работников) базируется на применении нормативных документов, разработанных как в централизованном порядке, так и непосредственно внутри компании.
К числу централизованно разработанных документов относятся:
- ЕТКС все выпуски;
- квалификационные справочники должностей РСС;
- ОКПДТР.
К нормативным документам, разработанным внутри компании, относятся:
- группировка работ по условиям труда, отклоняющихся от нормальных по тяжести, вредности, опасности для здоровья работников, и иным факторам;
- группировка должностей РСС по квалификационным разрядам тарифной сетки. Сюда также могут быть отнесены отдельные профессии рабочих, не включенных в ЕТКС или протарифицированных внутри компании;
- группировка работ по категориям значимости вида деятельности, сферы приложения труда и технологической сложности для определения коэффициентов дифференциации ставок (окладов).
- штатные расписания (расстановки) по подразделениям, устанавливающие квалификационно-должностное разделение труда между работниками и обеспечивающие производственное функционирование подразделения;
- должностные (производственные) инструкции работников.
Цель описана отдельно, переходите по ссылке.
Тарифная сетка
для оплаты труда работников имеет равномерное нарастание размеров ставок от одного квалификационного разряда к другому и предусматривают диапазон исходных месяных тарифных ставок (окладов) по каждому разряду, предназначенный для установления работнику тарифной ставки (оклада). При этом месячные исходные тарифные ставки пересчитываются в часовые тарифные ставки путем деления их на среднемесячный нормативный фонд рабочего времени соответственно для 40-час (36; 30) рабочей недели.
Часовые тарифные ставки для работников, которым установлена 40-час.раб.неделя
Межразрядный шаг | Нарастающий коэф-т | Разряд | min | med | max |
1 | 1,00 | 1. | 64,00 ₽ | 67,00 ₽ | 106,00 ₽ |
1,13 | 1,13 | 2. | 72,50 ₽ | 75,50 ₽ | 120,00 ₽ |
1,13 | 1,28 | 3. | 82,00 ₽ | 85,50 ₽ | 135,50 ₽ |
1,13 | 1,45 | 4. | 92,50 ₽ | 96,50 ₽ | 153,00 ₽ |
1,13 | 1,63 | 5. | 104,50 ₽ | 109,00 ₽ | 173,00 ₽ |
1,13 | 1,84 | 6. | 118,00 ₽ | 123,00 ₽ | 195,50 ₽ |
1,13 | 2,09 | 7. | 133,50 ₽ | 139,00 ₽ | 221,00 ₽ |
1,13 | 2,36 | 8. | 151,00 ₽ | 157,00 ₽ | 249,50 ₽ |
С учетом дифференциации, тарифная сетка может принять следующий вид:
Методика расчета и показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств
^ 5.4.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат .
Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы.
5.4.6.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега
Себестоимость 1 авт – км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
где:
- затраты на топливо, руб.;
- затраты на смазочные материалы, руб.;
- затраты на восстановление износа шин, руб.;
- амортизационные отчисления, руб.;
- затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.;
- заработная плата водителя, руб.;
- величина накладных расходов, % от прямых затрат;
T – среднегодовое время использования автомобиля, ч;
- региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля.
Расчет затрат на топливо
Затраты на топливо определяют по следующей формуле:
, (20)
где:
- стоимость 1 литра горючего, руб.;
- нормативный расход топлива, л/км или м³/км:
для легковых автомобилей и автобусов
, (21)
где:
- базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100км или м³/100км;
- поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:
, (22)
где:
- количество зимних месяцев в году;
- размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %.
для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов
где: - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100км или м³/100км;
- норма расхода топлива на транспортную работу, л/100км или м³/100км;
G – грузоподъемность транспортного средства, т;
- коэффициент использования грузоподъемности;
- коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом).
Расчет затрат на смазочные материалы
Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:
где:
- нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м³/км;
- норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л моторного масла, руб.;
- норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.;
- норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л;
- стоимость 1 л специального масла, руб.;
- норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг;
- стоимость 1 кг пластичных смазок, руб..
^
Расчет затрат на восстановление износа шин
где:
- норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц;
- стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.;
К – количество ходовых шин на автомобиле, шт.
^
Расчет амортизационных отчислений
где:
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %;
- стоимость автомобиля (тягача), тыс.руб.;
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %;
Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля
где: и - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %;
p – коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории – 0,84; для дорог II категории – 0,92; для дорог III категории – 1,0; для дорог IV категории – 1,17; для дорог V категории – 1,25;
Стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб;
Стоимость прицепа, тыс. руб.
Расчет заработной платы водителя
, (28)
где: - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002-2004 гг.»), руб.;
- коэффициент к тарифной ставке водителя.
Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля
^ Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля
(30)
Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г.
Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А.
Методика расчета операционных социально-экономических потерь пользователей
5.5.1 Расчет затрат пользователей при ремонтных работах с перекрытием полосы движения
Во время проведения дорожных ремонтных работ возникают дополнительные операционные социально-экономические потери пользователей автомобильных дорог, связанные с ограничением движения транспортного потока и возникновением из-за этого заторов.
Определение операционных социально-экономических потерь в периоды ремонта конструкций дорожных одежд осуществляют по формулам раздела 5.4.6 с некоторой корректировкой:
На продолжительность каждого периода ремонта (которая при сроках ремонтных работ некратных одному году вводится для неполного года в сутках);
На условия организации движения транспорта во время ремонтных работ, которые характеризуются двумя параметрами: величиной сужения проезжей части сооружения (если не имеет место его полное закрытие) и протяженностью зоны ремонтных работ.
Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются:
при частичном перекрытии движения по дороге
Протяженность каждой зоны ремонтных работ, км;
Средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч;
Среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения;
при полном перекрытии движения по дороге
Протяженность объезда ремонтируемого участка;
Скорость движения транспортного потока на объезде;
Продолжительность ремонтных работ, сут.
Для выполнения расчетов необходимо иметь определенные данные особенностей организации дорожных работы, чтобы выполнить анализ и получить оценку затрат пользователей. Необходимые для этого исходные данные:
Планируемый год проведения работ.
Продолжительность выполнения работы (число дней).
Определенные часы каждого дня выполнения работы.
Протяженность зоны ремонтных работ, км.
Пропускная способность при проведении работ (транспортные средства в час по полосе движения).
Ограничение скорости в зоне проведения работ, км/час.
Число открытых полос движения во время ремонтных работ.
Ежегодное среднее ежедневное движение в год строительства (общее количество для обоих направлений).
Состав транспортного потока.
Количество грузовиков без прицепов в составе транспортного потока.
Грузовики с прицепами и тягачи с полуприцепами в составе транспортного потока.
Ежегодный темп роста интенсивности движения.
Ограничение скорости при нормальном эксплуатационном режиме (км/час).
Число полос движения при нормальном режиме движения.
Среднечасовая интенсивность транспортного потока (авт/час) по полосе движения.
Максимальная пропускная способность в условиях затора (способность каждой полосы движения в условиях затора).
Максимальная интенсивность движения (авт/сут).
Максимальная длина очереди (км).
Сельское или городское почасовое транспортное распределение.
Стоимость времени для легковых автомобилей по маркам автомобилей (руб/час).
Стоимость времени для одиночных грузовиков без прицепов по маркам автомобилей (руб/час).
Стоимость времени для грузовиков с прицепами и полуприцепами по маркам автомобилей (руб/час).
Время движения транспортного потока при перекрытии полосы (
, час):
, час, (31)
где: - время движения транспортного потока в зоне производства работ, час:
, руб (39)
Рисунок 1. Схема движения потока автомобилей: а - при свободном движении; б - при перекрытии полосы движения
2.3 Расчёт статьи "Затраты на 1 км пробега" производится по формуле
где - затраты на топливо, ден.ед. / км;
Затраты на смазочные и обтирочные материалы, ден.ед.. / км;
Затраты на тех. обслуживание и текущий ремонт, ден.ед. /км;
Затраты на амортизацию, ден.ед. /км;
Затраты на ремонт и восстановление шин, ден.ед. / км;
Затраты на зарплату водителей, ден.ед. / км;
Затраты на накладные расходы, ден.ед. / км.
2.4. Расчет статьи "Затраты топлива" производится по формуле:
,
где - оптовая цена топлива;
Норма расхода топлива, л / 100 км;
Коэффициент, учитывающий повышенный расход топлива в зимний период.
2.5 Расчёт статьи "Затраты на смазочные и обтирочные материалы" производится по формуле:
где , - нормы расхода машинного, трансмиссионного масел и пластической смазки на 100 км пробега.
Оптовые цены соответственно на применяемые масла, ден.ед.
2.6 Расчёт статьи " Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт" производится по формуле:
где - стоимость по нормам затрат на ТО-1,ТО-2, ЕО, ден.ед.;
Средняя стоимость текущих ремонтов на 1000 км пробега;
- нормативный пробег автомобиля до ТО-1,ТО-2, ЕО, км;
,
где - коэффициент, учитывающий снижение затрат на эксплуатационный ремонт для нового автомобиля.
2.7 Расчёт статьи "Затраты на амортизацию" производится по формуле:
,
где - оптовая цена, ден.ед.;
Годовой пробег автомобиля, км;
Годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %,
Годовая норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт автомобиля, %.
2.8 Расчет статьи "Затраты на восстановление и ремонт шин" производится по формуле:
,
где - оптовая (розничная) цена на одну шину, ден.ед.;
Количество ходовых шин, шт.;
Амортизационный пробег шин, т.е. ходимость шин, км;
Коэффициент, учитывающий затраты на ремонт шин.
2.9 Расчёт статьи "Затраты на зарплату водителей" производится по формуле:
,
где - тарифный заработок водителя, ден.ед.;
Коэффициент, учитывающий доплаты и премии;
12 - количество месяцев в году.
2.10. Расчёт статьи "Затраты на накладные расходы" производится по формуле:
,
где - норматив годовых накладных расходов на один автомобиль, ден.ед.
II. Составление сметы эксплуатационных затрат на 1 км пробега
Таблица 51. – СМЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ
№ | Статьи затрат | Сумма, рублей | Результат Удорожание Экономия |
|
Базовый | Новый | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Затраты на топливо | 0,0754 | 0,0742 | -0,0012 |
2 | Затрата на смазку | 0,00605 | 0,00608 | 0,00003 |
3 | Затрату на ТО | 1,035 | 1 | -0,035 |
4 | Затрату на амортизацию | 0,0256 | 0,3023 | 0,2767 |
5 | Затраты на ремонт шин | 0,0075 | 0,0082 | 0,0007 |
6 | Затраты на зарплату | 0,0425 | 0,0386 | -0,0039 |
7 | Затрату на накладные расходы | 0,026 | 0,0236 | -0,0024 |
8 | Итого: | 1,21805 | 1,45298 | 0,23493 |
III. Затраты на единицу транспортной работы (себестоимость1 т-км.), определяются по формуле:
;
IV. Годовые эксплуатационные затраты рассчитываются по объёму транспортной работы, выполняемой новым автомобилем для базового и нового автомобиля:
,
где , - затраты в эксплуатации на год соответственно по базовой и новой технике.
ЧАСТЬ 3. Расчёт показателей экономической эффективности новой техники.
I. Определение условно годовой экономии (удорожание) производится в трёх сферах:
3.1 в сфере производства:
,
где - годовая программа выпуска новой техники.
3.2. в сфере эксплуатации:
,
3.3. в целом по народному хозяйству:
,
II. Определение годового экономического эффекта по народному хозяйству производится по одной из приведённых формул:
3.4. Если новая техника уменьшает затраты, как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации, экономический эффект рассчитывается по формуле:
3.5 Если новая техника даёт экономический эффект только в сфере эксплуатации, а в производстве обходится дороже, то экономический эффект рассчитывают по формуле:
3.6. Если новая техника повышенного качества (с более высокой ценой), экономический эффект, рассчитывают по формуле.
Похожие статьи