Рассчитать себестоимость 1 км пробега автомобиля. Калькуляция себестоимости работы транспортной техники

Все затраты по грузовому автотранспорту сводим в таблицу 8. Затраты берём из предыдущих расчётов. Прочие прямые затраты планируются в размере 10% от суммы всех прямых затрат.

Стр.6=(стр.1+2+3+4+5)*10/100

Накладные расходы – это затраты, связанные с оплатой труда управленческого обслуживающего персонала автопарка.

Накладные расходы планируют в размере 20% от общей суммы затрат, включая и прочие прямые за минусом стоимости ГСМ.

Стр.7=(стр.1+3+4+5+6)*20/100

Таблица 8- Себестоимость 1 т-км.

Далее все затраты складываем, находим «Итого затрат». Затраты на 1 т-км определяются делением каждого элемента затрат в отдельности на плановый объём перевозок (Qт-км). Чем она ниже, тем эффективнее используется парк грузовых машин. Сравните плановую себестоимость с фактической и дайте предложения по её снижению. Оформите расчёты выводами.

Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 3

Задача . Автотранспортное предприятие имеет 2 марки машин

Норма амортизации 0,37% на 1000 км пробега.

Коэффициент использования пробега 0,53.

Коэффициент использования грузоподъёмности 0,86.

Цена 1 л взять из ПЗ № 3

Из всех водителей 8 чел. имеют I кл.

2 чел. – II кл.

Премии принять 100%.

Затраты на замену шин составляют в год на все автомобили:

По КамАЗам – 588000 руб.

По ЗИЛам – 378000 руб.

Определить себестоимость 1 т-км на предприятии.

Расчёты оформить в виде таблиц.

Решение:

Таблица 1- Планирование объёма грузоперевозок



Средняя грузоподъемность машин q=

Объем транспортной работы Q n - rv =

Таблица 2- Заработная плата шоферов

Определяем начисления на заработную плату: (по аналогии с расчетом в ПЗ №3)

Таблица 3- Расчёт амортизационных отчислений

Таблица 4 - Определение потребности ГСМ

Марки машин Общий пробег Норма расхода топлива на 100 км (л) Всего топлива (гр2*гр3 / 100) (л) Моторное масло Спец. масла Трансмис. масла Пластичные смазки
норма (л) треб (л) норма (л) треб (л) норма (л) треб (л) норма (кг) треб (кг)
КамАЗ-5320д
ЗИЛ-4502
ИТОГО х х ? х ? х ? х ?

Таблица 5 - Определение стоимости ГСМ



Таблица 6 - Определение затрат на ТР

Таблица 7- Себестоимость 1 т-км.

Практическое занятие № 4

Расчёт заработной платы водителей и ремонтных рабочих

Задача 1.

Расстояние перевозки (l) – 80 км, в т.ч. 55 км по 1 группе дорог

25 км по 3 группе дорог

Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 8 т.

по 3 группе дорог – 28 км/ч

по 3 группе дорог (β) – 0,45

Норма времени под погрузкой, разгрузкой (t ПР) – 15 мин за 1 т груза

Подготовительно-заключительное время (t ПЗ) – 23 мин = 0,38 часа

Часовая тарифная ставка водителя (Cч) КамАЗ – 5320 – 53,40 руб.

Определить зарплату водителя за 1 рейс.

Решение:

  1. Количество т-км за 1 рейс:

q * l (1 группы дорог) =

q * l (3 группы дорог) =

  1. Время движения 1 рейса:

t = Нт-км * Qт-км + tпр

а) Норма времени на 1 т-км:

Нт-км = , мин/т-км

б) Время движения 1 рейса:

t = Нт-км 1гр * (кол-во т-км 1гр) + Нт-км 3гр * (кол-во т-км 3гр) + tпр*q, час

в) Общее время работы водителя:

t = t + t , час

  1. Зарплата водителя за 1 рейс:

Ст = t * Сч/60, руб/т

Зп осн = Ст-км 1гр*(кол-во т-км 1гр) + Ст-км 3гр*(кол-во т-км 3гр) + Ст* q, руб

в) Доплата за классность:

Дкл = (t * Сч)*0,25, руб.

г) Премия – 20%:

Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.

д) Зарплата всего:

Зп с нач =

Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 4

Задача 2.

Расстояние перевозки (l) – 50 км

Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 16 т.

Расчётная скорость пробега (Vт) по 1 группе дорог – 49 км/ч

Коэффициент пробега по 1 группе дорог (β) – 0,5

Коэффициент использования грузоподъёмности (γ) - 1

Норма времени под погрузкой, разгрузкой (t ) – 10 мин за 1 т груза

Подготовительно-заключительное время (t ) – 23 мин = 0,38 часа

  1. Зарплата водителя за 1 рейс:

а) Сдельная расценка за 1 т-км:

Ст-км = Нт-км * Сч/60, руб/т-км

Расценка за 1 т погрузки, разгрузки:

Ст = t пр * Сч/60, руб/т

б) Зарплата водителя за 1 рейс – основная:

Зп осн = Ст-км *(кол-во т-км) + Ст* q, руб

в) Доплата за классность:

Дкл = (t СМ * Сч)*0,25, руб.

г) Премия – 20%:

Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.

д) Зарплата всего:

Зобщ = Зп осн + Дкл + Пр, руб.

е) Зарплата с учётом отпускных и ЕСН:

Зп с нач = Зобщ*1,083*1,356, руб

Зп с нач =

Практическое занятие № 5

Сегодня поговорим о такой теме, как: Тарифная система оплаты труда, а натолкнуло меня на эту тему одно из обсуждений на  .
Для начала определимся, что есть такое - Тарифная система. Придадим данному термину, для простоты написания, сокращенный вид - ТС.
ТС включает в себя следующее:
- тарифное нормирование труда;
- тарифную сетку для оплаты труда работников в соответствии со сложностью выполняемых работ (квалификацией работников) и с учетом их личных деловых качеств;
- дифференциацию тарифных ставок разряда по значимости отдельных видов производств и работ, их технологической сложности, а также значимости сфер приложения труда;
- доплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, по группам условий труда.

Теперь разберем каждый пункт по порядку.
Тарифное нормирование труда работников (определение сложности работ и присвоение разрядов работников) базируется на применении нормативных документов, разработанных как в централизованном порядке, так и непосредственно внутри компании.
К числу централизованно разработанных документов относятся:
- ЕТКС все выпуски;
- квалификационные справочники должностей РСС;
- ОКПДТР.
К нормативным документам, разработанным внутри компании, относятся:
- группировка работ по условиям труда, отклоняющихся от нормальных по тяжести, вредности, опасности для здоровья работников, и иным факторам;
- группировка должностей РСС по квалификационным разрядам тарифной сетки. Сюда также могут быть отнесены отдельные профессии рабочих, не включенных в ЕТКС или протарифицированных внутри компании;
- группировка работ по категориям значимости вида деятельности, сферы приложения труда и технологической сложности для определения коэффициентов дифференциации ставок (окладов).
- штатные расписания (расстановки) по подразделениям, устанавливающие квалификационно-должностное разделение труда между работниками и обеспечивающие производственное функционирование подразделения;
- должностные (производственные) инструкции работников.
Цель описана отдельно, переходите по ссылке.
Тарифная сетка для оплаты труда работников имеет равномерное нарастание размеров ставок от одного квалификационного разряда к другому и предусматривают диапазон исходных месяных тарифных ставок (окладов) по каждому разряду, предназначенный для установления работнику тарифной ставки (оклада). При этом месячные исходные тарифные ставки пересчитываются в часовые тарифные ставки путем деления их на среднемесячный нормативный фонд рабочего времени соответственно для 40-час (36; 30) рабочей недели.
Часовые тарифные ставки для работников, которым установлена 40-час.раб.неделя

Межразрядный шаг Нарастающий коэф-т Разряд min med max
1 1,00 1. 64,00 ₽ 67,00 ₽ 106,00 ₽
1,13 1,13 2. 72,50 ₽ 75,50 ₽ 120,00 ₽
1,13 1,28 3. 82,00 ₽ 85,50 ₽ 135,50 ₽
1,13 1,45 4. 92,50 ₽ 96,50 ₽ 153,00 ₽
1,13 1,63 5. 104,50 ₽ 109,00 ₽ 173,00 ₽
1,13 1,84 6. 118,00 ₽ 123,00 ₽ 195,50 ₽
1,13 2,09 7. 133,50 ₽ 139,00 ₽ 221,00 ₽
1,13 2,36 8. 151,00 ₽ 157,00 ₽ 249,50 ₽

С учетом дифференциации, тарифная сетка может принять следующий вид:
Методика расчета и показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств

^ 5.4.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат .

Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы.
5.4.6.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега

Себестоимость 1 авт – км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:

где:
- затраты на топливо, руб.;

- затраты на смазочные материалы, руб.;

- затраты на восстановление износа шин, руб.;

- амортизационные отчисления, руб.;

- затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.;

- заработная плата водителя, руб.;

- величина накладных расходов, % от прямых затрат;

T – среднегодовое время использования автомобиля, ч;

- региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля.
Расчет затрат на топливо

Затраты на топливо определяют по следующей формуле:

, (20)

где:
- стоимость 1 литра горючего, руб.;

- нормативный расход топлива, л/км или м³/км:
для легковых автомобилей и автобусов

, (21)

где:
- базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100км или м³/100км;

- поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:

, (22)

где:
- количество зимних месяцев в году;

- размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %.

для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов

где: - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100км или м³/100км;

- норма расхода топлива на транспортную работу, л/100км или м³/100км;

G – грузоподъемность транспортного средства, т;

- коэффициент использования грузоподъемности;

- коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом).
Расчет затрат на смазочные материалы

Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:

где:
- нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м³/км;

- норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л;

- стоимость 1 л моторного масла, руб.;

- норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л;

- стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.;

- норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л;

- стоимость 1 л специального масла, руб.;

- норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг;

- стоимость 1 кг пластичных смазок, руб..
^ Расчет затрат на восстановление износа шин

где:
- норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц;

- стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.;

К – количество ходовых шин на автомобиле, шт.
^ Расчет амортизационных отчислений

где:
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %;

- стоимость автомобиля (тягача), тыс.руб.;

- норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %;


Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля

где: и - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %;

p – коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории – 0,84; для дорог II категории – 0,92; для дорог III категории – 1,0; для дорог IV категории – 1,17; для дорог V категории – 1,25;

Стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб;

Стоимость прицепа, тыс. руб.
Расчет заработной платы водителя

, (28)

где: - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002-2004 гг.»), руб.;

- коэффициент к тарифной ставке водителя.


        1. Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля
Себестоимость 1 авт-ч работы автомобиля рассчитывают по следующей формуле:

        1. ^ Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля
Себестоимость 1 авт.-ч простоя автомобиля с включенным двигателем рассчитывают по следующей формуле:

(30)
Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г.

Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А.


    1. Методика расчета операционных социально-экономических потерь пользователей

5.5.1 Расчет затрат пользователей при ремонтных работах с перекрытием полосы движения
Во время проведения дорожных ремонтных работ возникают дополнительные операционные социально-экономические потери пользователей автомобильных дорог, связанные с ограничением движения транспортного потока и возникновением из-за этого заторов.

Определение операционных социально-экономических потерь в периоды ремонта конструкций дорожных одежд осуществляют по формулам раздела 5.4.6 с некоторой корректировкой:

На продолжительность каждого периода ремонта (которая при сроках ремонтных работ некратных одному году вводится для неполного года в сутках);

На условия организации движения транспорта во время ремонтных работ, которые характеризуются двумя параметрами: величиной сужения проезжей части сооружения (если не имеет место его полное закрытие) и протяженностью зоны ремонтных работ.

Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются:

при частичном перекрытии движения по дороге

Протяженность каждой зоны ремонтных работ, км;

Средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч;

Среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения;

при полном перекрытии движения по дороге

Протяженность объезда ремонтируемого участка;

Скорость движения транспортного потока на объезде;

Продолжительность ремонтных работ, сут.

Для выполнения расчетов необходимо иметь определенные данные особенностей организации дорожных работы, чтобы выполнить анализ и получить оценку затрат пользователей. Необходимые для этого исходные данные:


  • Планируемый год проведения работ.

  • Продолжительность выполнения работы (число дней).

  • Определенные часы каждого дня выполнения работы.

  • Протяженность зоны ремонтных работ, км.

  • Пропускная способность при проведении работ (транспортные средства в час по полосе движения).

  • Ограничение скорости в зоне проведения работ, км/час.

  • Число открытых полос движения во время ремонтных работ.
Помимо данных по особенностям организации дорожных работ необходимо иметь транспортные данные:

  • Ежегодное среднее ежедневное движение в год строительства (общее количество для обоих направлений).

  • Состав транспортного потока.

  • Количество грузовиков без прицепов в составе транспортного потока.

  • Грузовики с прицепами и тягачи с полуприцепами в составе транспортного потока.

  • Ежегодный темп роста интенсивности движения.

  • Ограничение скорости при нормальном эксплуатационном режиме (км/час).

  • Число полос движения при нормальном режиме движения.

  • Среднечасовая интенсивность транспортного потока (авт/час) по полосе движения.

  • Максимальная пропускная способность в условиях затора (способность каждой полосы движения в условиях затора).

  • Максимальная интенсивность движения (авт/сут).

  • Максимальная длина очереди (км).

  • Сельское или городское почасовое транспортное распределение.

  • Стоимость времени для легковых автомобилей по маркам автомобилей (руб/час).

  • Стоимость времени для одиночных грузовиков без прицепов по маркам автомобилей (руб/час).

  • Стоимость времени для грузовиков с прицепами и полуприцепами по маркам автомобилей (руб/час).
Расчет потерь при задержке движения автомобилей :

Время движения транспортного потока при перекрытии полосы (
, час):

, час, (31)
где: - время движения транспортного потока в зоне производства работ, час:
, руб (39)

Рисунок 1. Схема движения потока автомобилей: а - при свободном движении; б - при перекрытии полосы движения

2.3 Расчёт статьи "Затраты на 1 км пробега" производится по формуле

где - затраты на топливо, ден.ед. / км;

Затраты на смазочные и обтирочные материалы, ден.ед.. / км;

Затраты на тех. обслуживание и текущий ремонт, ден.ед. /км;

Затраты на амортизацию, ден.ед. /км;

Затраты на ремонт и восстановление шин, ден.ед. / км;

Затраты на зарплату водителей, ден.ед. / км;

Затраты на накладные расходы, ден.ед. / км.

2.4. Расчет статьи "Затраты топлива" производится по формуле:

,

где - оптовая цена топлива;

Норма расхода топлива, л / 100 км;

Коэффициент, учитывающий повышенный расход топлива в зимний период.


2.5 Расчёт статьи "Затраты на смазочные и обтирочные материалы" производится по формуле:

где , - нормы расхода машинного, трансмиссионного масел и пластической смазки на 100 км пробега.

Оптовые цены соответственно на применяемые масла, ден.ед.

2.6 Расчёт статьи " Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт" производится по формуле:

где - стоимость по нормам затрат на ТО-1,ТО-2, ЕО, ден.ед.;

Средняя стоимость текущих ремонтов на 1000 км пробега;

- нормативный пробег автомобиля до ТО-1,ТО-2, ЕО, км;

,

где - коэффициент, учитывающий снижение затрат на эксплуатационный ремонт для нового автомобиля.

2.7 Расчёт статьи "Затраты на амортизацию" производится по формуле:

,

где - оптовая цена, ден.ед.;

Годовой пробег автомобиля, км;

Годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %,

Годовая норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт автомобиля, %.


2.8 Расчет статьи "Затраты на восстановление и ремонт шин" производится по формуле:

,

где - оптовая (розничная) цена на одну шину, ден.ед.;

Количество ходовых шин, шт.;

Амортизационный пробег шин, т.е. ходимость шин, км;

Коэффициент, учитывающий затраты на ремонт шин.

2.9 Расчёт статьи "Затраты на зарплату водителей" производится по формуле:

,

где - тарифный заработок водителя, ден.ед.;

Коэффициент, учитывающий доплаты и премии;

12 - количество месяцев в году.

2.10. Расчёт статьи "Затраты на накладные расходы" производится по формуле:

,

где - норматив годовых накладных расходов на один автомобиль, ден.ед.

II. Составление сметы эксплуатационных затрат на 1 км пробега

Таблица 51. – СМЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ

Статьи затрат Сумма, рублей

Результат

Удорожание

Экономия

Базовый Новый
1 2 3 4 5
1 Затраты на топливо 0,0754 0,0742 -0,0012
2 Затрата на смазку 0,00605 0,00608 0,00003
3 Затрату на ТО 1,035 1 -0,035
4 Затрату на амортизацию 0,0256 0,3023 0,2767
5 Затраты на ремонт шин 0,0075 0,0082 0,0007
6 Затраты на зарплату 0,0425 0,0386 -0,0039
7 Затрату на накладные расходы 0,026 0,0236 -0,0024
8 Итого: 1,21805 1,45298 0,23493

III. Затраты на единицу транспортной работы (себестоимость1 т-км.), определяются по формуле:

;

IV. Годовые эксплуатационные затраты рассчитываются по объёму транспортной работы, выполняемой новым автомобилем для базового и нового автомобиля:

,

где , - затраты в эксплуатации на год соответственно по базовой и новой технике.


ЧАСТЬ 3. Расчёт показателей экономической эффективности новой техники.

I. Определение условно годовой экономии (удорожание) производится в трёх сферах:

3.1 в сфере производства:

,

где - годовая программа выпуска новой техники.

3.2. в сфере эксплуатации:

,

3.3. в целом по народному хозяйству:

,

II. Определение годового экономического эффекта по народному хозяйству производится по одной из приведённых формул:

3.4. Если новая техника уменьшает затраты, как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации, экономический эффект рассчитывается по формуле:

3.5 Если новая техника даёт экономический эффект только в сфере эксплуатации, а в производстве обходится дороже, то экономический эффект рассчитывают по формуле:

3.6. Если новая техника повышенного качества (с более высокой ценой), экономический эффект, рассчитывают по формуле.

Похожие статьи