История создания ваз 2103. Олицетворение высокого статуса

Люксовые варианты малолитражек выпускались отечественным автопромом достаточно давно. Но предназначались они в основном на экспорт производились иод персональный заказ для очень уважаемых в стране людей. «Жигули» ВАЗ-2103 - первый народный автомобиль
в люксовом исполнении.

Русская или итальянская?

При подписании договора о сотрудничестве между компанией FIAT и Министерством автомобильной промышленности СССР 15 августа 1966 года в итальянском Турине специально оговаривалось, что ФИАТ предоставит, наряду с техническим проектом завода, полную документацию на два автомобиля, в исполнении «норма» и «люкс». ФИАТ, естественно, предлагал готовые решения. «Норма» —с двумя типами кузова, FIAT-124 и FIAT-124 Familiare, из которых позже получились жигулевские седан ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. В качестве прототипа «люкса» итальянцы предлагали FIAT-125. Но оказалось, что в основе моделей 124 и 125 лежат разные платформы, с отличающимися по конструкции двигателями и разной ходовой частью. Советскую сторону такой вариант не устроил. Модель «люкс» заново была заказана итальянцам, с максимальной унификацией с моделью «норма». Выход из положения на ФИАТе нашли быстро. Как раз в это время итальянцы на-
чали работу над улучшенной модификацией 124-й машины, FIAT-124 Speciat. Поэтому далее оба проекта разрабатывались параллельно, взаимно обогащая друг друга. В итоге наш «люкс», ВАЗ-2103 «Жигули», и итальянский FIAT-124S оказались очень близки друг к другу, как по конструкции, так и по внешнему оформлению. Однако не стоит думать, что первые модели «Жигулей» — исключительно плод работы итальянцев. В то время советские специалисты постоянно находились в Турине, и все работы по проектированию и доводке новых машин велись в очень тесном взаимодействии. Более того, прототипы обязательно проходили жесткие испытания в СССР, где и принимались окончательные решения по запуску той или иной модели.

Больше комфорта

Советские потребители познакомились с моделью ВАЗ-2103 «Жигули» в 1973 году. Автовладельцы сразу оценили повышенный комфорт новой машины, невольно срав-нивая ее с первенцем Волжского автозавода — «Жигули». «Трешка» получила богатую внешнюю отделку с обилием хромированных деталей, улучшенную динамику. Она предназначалась для тех, кто за элегантный внешний вид и удобство готов был доплатить ощутимую сумму.
Для сравнения: стоил 5500 рублей, а ВАЗ-2103 уже 7500 рублей. Новые «Жигули» выгодно отличались внешне от более ранних моделей ВАЗа. Четырехфарная система освещения дороги и прямоугольная облицовка радиатора, дополнительные хромированные молдинги по всему кузову создавали образ престижного автомобиля с претензией на спортивность.
Были в отделке «трешки» и совершенно непривычные детали: двухцветные пластмассовые рассеиватели передних подфарников и огромные задние фонари. Ничего подобного наша промышленность до сих пор не предлагала, новая машина выглядела вычурно. Еще один нетривиальный штрих — красные фонарики в торцах передних дверей, которые загорались при открывании (если включено наружное освещение), обозначая в темноте габарит открытой двери. Радовала автолюбителей и богатая внутренняя отделка. Панель с круглыми приборами приобрела совсем другой вид. До тех пор такие комбинации встречались только на импортных спортивных автомобилях. Кроме того, панель приборов на ВАЗ-2103 отделывалась пластмассой, имитирующей ценные породы дерева. Новинкой для «Жигулей», да и для всех массовых отечественных легковых автомобилей, стал тахометр. Он облегчал контроль числа оборотов двигателя и позволял даже малоопытному водителю легко и безошибочно выбирать нужную передачу. На спидометре дополнительно появился счетчик суточного пробега, тоже новинка на советском автомобиле. Необычным было и наличие распределителя теплого воздуха от печки к ногам пассажиров заднего сиденья, и мощный стекло-омыватель ветрового стекла, действующий от насоса под левой ногой. Напомним, что на «копейке» в то время омыватель приводился в действие маленькой резиновой кнопочкой на панели приборов, пользоваться которой было откровенно неудобно. Владельцы первых ВАЗ-2103 заметили, что в машине обивка дверей стала иной, а на самих дверях появились большие удобные подлокотники. На заднем сиденье установили откидной подлокотник посередине. А на пол постелили ворсистые коврики, заменившие голую резину на . Новшества затронули не только салон, но и двигатель, и тормозную систему. Более мощный двигатель позволял быстрее набирать скорость (разгон с места до 100 км/ч за 19 секунд), легче преодолевались подъемы. Максимальная скорость возросла до 150 км/ч. Повышение мощности двигателя (с 62 до 75 л. с.) достигнуто не форсированием (изменением степени сжатия), а увеличением рабочего объема (до 1451 см3, вместо 1198 см3) и рабочего хода поршня. Соответственно, стал выше блок цилиндров, изменились размеры коленчатого вала.
Чтобы водитель меньше утомлялся во время движения с частыми остановками, в тормозную систему ВАЗ-2103 ввели вакуумный усилитель тормозов, значительно снизивший усилия на педаль тормоза. В задних тормозах было предусмотрено устройство для автоматической установки зазора между колодками и тормозным барабаном по мере износа фрикционных накладок. Вследствие этого отпала необходимость в периодической регулировке задних тормозов. Для ВАЗ-2103 «Жигули» конструкторы предусмотрели новые покрышки радиального типа, у которых нити корда расположены в плоскостях, проходящих через ось колеса, в отличие от применявшихся ранее покрышек диагонального типа. Новые колеса оказались лучше приспособлены для длительной езды на высоких скоростях с резким ускорением и торможением.

0т судьбы не уйдешь

Одновременно с проработкой автомобиля «люкс» для СССР с кузовом седан итальянцы начали его эскизную проработку и с кузовом универсал. В общих чертах проект «люксового универсала» был готов к 1970 году, но наш Минавтопром отвергнул его концептуально. В СССР посчитали, что универсал —это «рабочая лошадка», наподобие фургона, и его «люксовый» вариант нам просто
не нужен. Доля истины в этом была, но если бы автомобиль состоялся, то второй универсал в ВАЗОВСКОЙ гамме наверняка получил бы индекс ВАЗ-2104. Интересно, что через десять лет, когда ВАЗ уже самостоятельно подготовил замену универсалу первого поколения, он получил именно этот индекс, став знаменитой «четверочкой».

Модернизация

«Трешка» продержалась в производстве 12 лет, практически не модернизируясь, и к закату конвейерной жизни выглядела уже порядком устаревшей. Это послужило поводом для ее снятия с производства. Но некоторые изменения в процессе выпуска с автомобилем все же происходили.В 1977-ом на машине полностью поменяли электрику, благодаря введению на ВАЗе более современных технологий: добавили новые клеммы, соединения электропроводки. Чуть раньше, в 1976 году, заменили карбюратор, установив единый с моделью ВАЗ-2106,с регулировочным винтом качества топлива. После, когда в 1982 году в серию пошел ВАЗ-2107, то «трешку» стали снабжать от него новым карбюратором «Озон». А в 1980 году ножной насос стеклоомывателя на машине заменили электрическим. Внешне ВАЗ-2103 менялись только в самом начале выпуска. Так, в 1973 году, уже после запуска серийного производства выяснилось, что для лучшего охлаждения двигателя машине необходимы дополнительные
прорези в передней панели кузова.

Эмблема

Итальянцам очень понравилась разработка советских дизайнеров — графика ладьи в виде буквы «В» на товарном знаке . В Турине называли нашу ладью по своему — «барка». Для ВАЗ-2103 они решили сами предусмотреть заводской знак увеличенных размеров и вытянули парус ладьи вверх, вписав парусник в уже существующую эмблему FIAT, чем только испортили уже выверенный силуэт. Но подправлять дизайн эмблемы в спешке не стали, и на «трешке» она пошла в серийное производство в таком виде. Подкорректировали знак только на следующей модели — ВАЗ-2106.

Спорт

На международной спортивной арене ВАЗ-2103 «Жигули» впервые отметились в 1974 году и сразу показали достойный результат на международном ралли «1000 озер» в Финляндии. Экипаж Л. Шувалов и Л.Потапчик в составе сборной СССР завоевали первое место в классе (А2-1600).
На следующий год на том же ралли экипаж А. Козырчиков и Г. Козырчикова повторили успех — снова первое место в своем классе. Наиболее значимым спортивным достижением ВАЗ-2103 можно считать результат экипажа С. Брундза и А. Брум, когда они в 1976 году на престижнейшем международном ралли «Акрополис» в Греции поднялись до фантастической для нас высоты — шестое место в общем зачете! После этого события экспорт «Жигулей» в Грецию вырос сразу вдвое.

Двухцветные передние подфарники на ВАЗ-2103, выполненные единым блоком, были новинкой для отечественного автопрома


Форсунки смывателя ветрового стекла металлические, сегодня их чаще делают из пластика.
Фонарь подсветки заднего номерного знака расположен на бампере.



Задние фонари на ВАЗ-2103 — крупные, хорошо различимые. Указатель поворота по проекту располагался в верхней секции, но позже его перенесли в нижнюю по технологическим причинам



Утопленные ручки дверей изначально разрабатывались для люксовой модификации ВАЗ-2103, но впоследствии ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.

Считалось, что «клыки» на бампере с резиновыми накладками спасают автомобиль от повреждений при небольших столкновениях. Штатное наружное зеркало BA3-21Q3 в хромированном корпусе

Оригинальный ромбовидный повторитель поворотов с хромированным молдингом внизу — находка советских дизайнеров.


Небольшие красные фонарики в торцах передних дверей впервые в СССР появились на ВАЗ-2103



Салон ВАЗ-2103 «Жигули» — верх совершенства и элегантности начала 70-х годов


Так называемая «борода» панели приборов с установленным монофоническим радиоприемником тате впервые появилась на ВАЗ-2103.



Очень удачные по дизайну классические приборы «спортивного» типа, установленные на ВАЗ-2103, до сих пор не потеряли актуальности.



Стильные часы в центре приборной панели — необходимый атрибут люнсовой модели.
С приходом ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах


Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт. На «трешку» устанавливался 1,5-литровый двигатель повышенной мощности — 75 л.с.
«Грелка» в моторном отсеке не что иное, как бачок стеклоомывателя ветрового стекла на ВАЗ-2103 ранних выпусков


Капот автомобиля навешивался на передних петлях и открывался против хода



Схема автомобиля ВАЗ-2103 «Жигули»


Техническая характеристика ГАЗ-13

Число мест:

Максимальная скорость

Время разгона до 100 км/ч

Расход топлива при скорости 30-50 км/час

Электрооборудование

Аккумуляторная батарея

Генератор

Реле-регулятор

Прерыватель-распределитель

Свечи зажигания

Размер шин

Вес автомобиля в снаряженном состоянии:

без нагрузки общий

с нагрузкой 5 человек общий

на переднюю ось

на заднюю ось

Дорожные просветы:

под передней осью

под задней осью

Наименьший радиус поворота:

по колее переднего наружного колеса

внешний - по наиболее выступающей части

Подвеска передняя:
независимая, рычажная на двух цилиндрических пружиннах, амортизаторы гидравлические телескопические

Подвеска задняя:
с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами,
амортизаторы гидравлические,телескопические

Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 16,4

Тормоза
ножной — передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический
раздельный с вакуумным усилителем, задний тормоз имеет регулятор давления
ручной — на задние колеса с механическим приводом

Сцепление:
однодисковое, сухое

Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, II,
III и IV передачах

Передаточные числа:
I-3,75; II-2,30; III-1,49, IV-1,00 задний ход —3,87

Первую партию из 518 автомобилей ВАЗ-2103 «Жигули» выпустили в 4 квартале 1972 года. Но из-за отсутствия некоторых оригинальных комплектующих (панель приборов, элементы отделки салона и радиальные шины ИЯ-170) машины из этой первой партии оказались не совсем стандартными. Чтобы отличать от остальных, им присвоили
временный индекс ВАЗ-2103В, где буква «В» как раз и означала «временный». С начала 1973 года «трешка» приобрела законченный вид и выпускалась практически без изменений до 1984 года, когда собрали последние 435 машин. Всего за 12 лет изготовили 1 304 899 экземпляров ВАЗ-2103 «Жигули». Помимо базовой версии, серийно выпускались следующие модификации:
ВАЗ-21032 «Жигули» (1973-1981гг.) модификация для экспорта в страны с левосторонним движением; ВАЗ-21033 (1977-1983 гг.)
с двигателем ВАЗ-21011 (1300 см3, 69 л. с.); ВАЗ-21035 (1973-1981 гг.) экспортная модификация с маломощным, но более экономичным двигателем ВАЗ-2101 (1200 см3,64 л. с.).

(5‑мест.)

Именно эти готовые, уже освоенные в производстве решения были представлены советской делегации при подписании договора о проекте Волжского автомобильного завода, которым было оговорено, что «Фиат » предоставит, наряду с техническим проектом завода, полную документацию на два автомобиля: № 1 («норма») и № 2 («люкс»).

Изначально таковое предложение советской стороной было принято; однако по мере более детальной работы над проектом очень быстро выяснилось, что несмотря на внешнее сходство 124-я и 125-я модели «Фиата» представляли собой по сути принципиально разные автомобили, минимально унифицированные между собой. Например, «125» превосходил «124» по геометрическим размерам, при этом «124» имел нижневальный мотор со штанговым приводом клапанов объёмом 1200 см³, а «125» - двигатель с двумя верхними распредвалами с ременным приводом, объёмом 1600 см³ и мощностью 90 л. с. Шасси также принципиально отличалось, так как «125» был выполнен на базе устаревшей модели Fiat 1500 разработки конца 1950-х годов, в частности - имел рессорную заднюю подвеску, мягкую и комфортную, но архаичную и требовавшую освоения в СССР производства рессор нужного типа, каковое является достаточно сложным и «капризным».

Разобравшись в ситуации, советская делегация пришла к выводу, что такое положение дел никак её не устраивало. Было потребовано обеспечить максимальную - до 80 % - унификацию автомобилей № 1 и № 2, а также - ввести на автомобиле № 1 верхний распределительный вал двигателя. Со стороны «Фиата», однако, такие требования встретили отчаянное сопротивление, особенно относительно внесения изменений в двигатель. Дело в том, что 1,2-литровый верхневальный мотор на «Фиате» уже имелся, но в качестве перспективной разработки, ещё даже не прошедшей полноценной проверки на надёжность и долговечность, и, по понятным причинам, делиться своими прототипами руководство фирмы желанием не горело. Однако в ходе дальнейших переговоров был всё же достигнут консенсус: доводочные работы по 1,2-литровому верхневальному мотору велись совместно с советской стороной. На его же базе был создан и 1,5-литровый силовой агрегат, предназначенный для автомобиля № 2.

Следует отметить, что созданный таким образом двигатель автомобиля № 1 (1200 см³) так и остался в определённой мере недоведённым даже на этапе серийного выпуска, так как для него был характерен сравнительно быстрый износ распределительного вала (90%-й ресурс 63 тысяч км, средний - 80), обусловленный главным образом конструктивными причинами (высокая нагруженность в зоне контакта кулачков вала с рычагами привода клапанов при одновременной недостаточной подаче масла), и лишь во вторую очередь - низким качеством доступных смазочных материалов. На автомобилях Fiat этот вариант двигателя не использовался.

Что касается самого автомобиля № 2, то относительно него было принято решение в целом сохранить внешнее оформление аналогично модели «125», но при этом обеспечить максимальную унификацию с № 1.

Приемлемым вариантом стало использование наработок «Фиата» по варианту модели «124» с улучшенным оформлением - Fiat 124 Special , которая в то время как раз находилась в процессе разработки. Впоследствии работа над обоими проектами велась параллельно и со взаимным влиянием, а конечные результаты - пошедший в серию в 1968 году Fiat 124S и появившаяся в 1972 ВАЗ-2103 - если и не копировали друг друга внешне, то совершенно явно сильно перекликались.

Таким образом, на самом деле не Fiat 124S стал прототипом ВАЗ-2103 (такое утверждение нередко встречается), а оба они представляли собой различные варианты одной модели, причём разработка их велась параллельно и совместно, хотя освоение советского варианта и запоздало на 4 года, что вполне понятно в контексте строительства нового завода и превалирующей необходимости первичного освоения автомобиля № 1, «нормы», как более массового и необходимого для первичной отработки технологии.

Как внешность, так и конструкция модели «124» была переработана, причём дизайнерам удалось максимально «развести» экстерьер автомобиля с базовыми Fiat 124 и ВАЗ-2101 за счёт дополнительных блестящих отделочных деталей, придававших «тройке» визуальное впечатление ощутимо более высококлассной машины, а также сделать салон несколько просторнее и ощутимо комфортабельнее. Причём нередко отмечается, что вариант внешнего оформления, разработанный для советского варианта, выглядел в целом удачнее и несколько современнее, чем использованный итальянцами на Fiat 124S.

Первые 518 экземпляров ВАЗ-2103 были выпущены в 1972 году. Кроме того, сверх плана было выпущено ещё примерно 1350 автомобилей под индексом 2103В (В - «временный»), которые из-за проблем с комплектацией получили отделку салона (а как минимум часть их ещё и колёса) от ВАЗ-2101 . Машины этой серии не поступили в розничную продажу, а были проданы работникам самого ВАЗ-а и заводов-смежников.

Одновременно с проектированием седана ВАЗ-2103 прорабатывался и вариант универсала с улучшенным оформлением по образу «трёшки» - ВАЗ-2104. Однако ввиду утилитарности универсала - «рабочей лошадки» - было принято решение отказаться от такой концепции. Правда, в 1976 году были изготовлены три образца «люкс-универсала», один из которых семь лет проработал в заводском дизайн-центре в качестве развозного автомобиля. Индекс был присвоен много лет спустя серийному универсалу на базе ВАЗ-2105 , изменена полностью. Появились толстые тканевые ковры на полу, улучшившие внешний вид и шумоизоляцию. Были введены дополнительные пластиковые накладки, благодаря чему в салоне практически не осталось «голого» металла - в соответствии со стандартами семидесятых годов. Багажник «люксового» варианта также имел превосходную отделку из формованного пластика.В игровой и сувенирной индустрии на заводе ПО Экран, выпускалась игрушка ВАЗ-2103 приблизительно в масштабе 1:43. Модель ВАЗ-2103 в масштабе 1:43 выпускается мелкосерийными партиями в студии AS scale model в городе Воронеже .

Правительство Советского Союза долго и тщательно подбирало и анализировало место постройки нового автомобильного завода. Выбор пал на город Ставрополь-на-Волге (расположен в среднем течении реки Волги на её левом берегу в 70 км вверх по течению от Самары). Город впоследствии был перименован в Тольятти .
Между СССР и компанией Fiat была договоренность по которой итальянцы спроектируют и полностью оснастят завод по производству легковых автомобилей. Окончательный договор подписали 15 августа 1966 года. По этому договору итальянская сторона обязалась наладить производство трех моделей легковых автомобилей - «Норма», «Универсал» и «Люкс».

«Норма» - седан ВАЗ-2101

фотография ВАЗ-2101 седан

«Универсал» - ВАЗ-2102


фотография ВАЗ-2102 универсал

«Люкс» - седан ВАЗ-2103


фотография ВАЗ-2103 Люкс седан

ВАЗ-2103


фотография ВАЗ-2103 Люкс

ВАЗ-2103 "Люкс" . История фотографии характеристики.
Годы выпуска 1972 - 1984 гг.

ВАЗ-2103 Люкс «тройка» - советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1972 по 1984 год.


фотография FIAT-124 Special 1968 года

На самом деле не Fiat 124S стал прототипом ВАЗ-2103, а оба они представляли собой различные варианты одной модели, причём разработка их велась параллельно и совместно, хотя освоение советского варианта и запоздало на 4 года, что вполне понятно в контексте строительства нового завода и превалирующей необходимости первичного освоения автомобиля № 1, «нормы», как более массового и необходимого для первичной отработки технологии.
Облик и конструкция модели «124» была переработана, причём дизайнерам удалось максимально «развести» экстерьер автомобиля с базовыми Fiat 124 и ВАЗ-2101 за счёт дополнительных блестящих отделочных деталей, придававших «тройке» визуальное впечатление ощутимо более высококлассной машины, а также сделать салон несколько просторнее и ощутимо комфортабельнее. Вариант внешнего оформления, разработанный для советского автомобиля, выглядел гармоничней и в целом удачнее и даже несколько современнее, чем дизайн использованный итальянцами на Fiat 124S (S-Special).


фотография ВАЗ-2103


фотография ВАЗ-2103 сзади

Формально освоение ВАЗ-2103 произошло в 1972 году, но на деле полноценное производство ВАЗ-2103 началось только в начале 1973 года - а первые 1500 машин, выпущенных в 4-м квартале 1972 года, комплектовались салоном от ВАЗ-2101 из-за проблем с началом производства «троечных» деталей оформления салона, и носили индекс ВАЗ-2103В (В - «временный»). Они не поступали в розничную продажу, а вместо этого были проданы работникам самого ВАЗа и заводов-смежников.
Одновременно с проектированием седана ВАЗ-2103 прорабатывался и вариант универсала с улучшенным оформлением по образу «трёшки» - ВАЗ-2104. Однако ввиду утилитарности универсала - «рабочей лошадки» - было принято решение отказаться от такой концепции. Правда, в 1976 году были изготовлены три образца «люкс-универсала», один из которых семь лет проработал в заводском дизайн-центре в качестве развозного автомобиля.


фотография ВАЗ-2103 универсал

Двигатель ВАЗ-2103 Люкс


фотография двигатель ВАЗ-2103

Двигатель ВАЗ 2103 с рабочим объемом 1,5 л представляет собой третье из четырех поколений тольяттинской классики. Он явился наследником моторов 2101 на 1,2 л и 21011 на 1,3 л. А сам мотор ВАЗ-2103 стал основой для создания движка 2106 на 1,6 л. На этом классическая линейка моторов закончилась, уступив место инжектору и переднему приводу.
Двигатель ВАЗ-2103 отличается от ВАЗ-2101 более высоким блоком цилиндров и увеличенным ходом поршня. Выполнен он по традиционной для всего «классического» семейства схеме:
- 4-цилидровый с рядным расположением;
- 8 клапанов;
- верхнее расположение распредвала.

Ряд модификаций ВАЗ-2103 «тройки» оснащался различными двигателями. В частности, на мелкосерийную 21031 ставили 1,6-литровый двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Lada 1500S Automatic - экспортная модификация с автоматической коробкой передач. На нее устанавливали 1,3-литровый двигатель от 2105 мощностью 63,6 л.с. Еще один экспортный вариант - 21035. На данную модификацию ставили 1,2-литровый двигатель от 2101 мощностью 64 л.с.

ВАЗ-2103 с автоматической коробкой передач. Экспортное название машины Lada 1500S Automatic, выпущено 100 штук.
На этой модели применялся 3-диапазонный "автомат" 3L30 (TH180) производства General Motors (делалась она во Франции с 1969 по 1998 год на заводе американской компании в Страсбурге). Подобные коробки передач были довольно распространенными на европейских, американских и даже японских моделях 70-90-х годов: в разное время ими комплектовались Fiat 124/131/132/Argenta, Opel Record/Ascona/Manta/Commodore, Peugeot 604, Chevrolet Chevette, Rover Vitesse, Jaguar XJS/XJ12, Suzuki Sidekick/Geo Tracker и еще ряд других машин с продольным расположением мотора и задним приводом.
На самом АвтоВАЗе "автоматы" не ставились. Этим занимались импортеры/дилеры советских машин в странах Западной Европы. В данном случае - голландский дистрибьютор.

ВАЗ-21033 оснащали силовым агрегатом, позаимствованным от 21011. Объем данного двигателя - 1,3 литра, мощность - 69 лошадиных сил.

В начале 80-ых годов был создан новый, на этот раз трехосный, фаэтон на базе ВАЗ-2103 колесной формулы 6 х 2 с той же самой целью - для участия в парадах. В отличие от предыдущего фаэтона, автомобиль имел три ряда сидений общей вместимостью 8 человек и дополнительную подножку сзади для перевозки каскадеров стоя. Фары и бампера были использованы от ВАЗ-2105.



фотография ВАЗ-2103 трехосный парадный


Рынок сбыта: Россия.

ВАЗ-2103 — более дорогая модификация ВАЗ-2101, и если «копейка» построена на базе Fiat 124, то в основу «тройки» легла концепция Fiat 124 Speciale, люксовой версии итальянского прототипа, но, конечно, со своими, оригинальными доработками и переделками, придававшими автомобилю визуальное впечатление ощутимо более высококлассной и комфортабельной машины. Первые образцы были собраны еще в 1972 году, но серийное производство новой модели началось только в 1973 году. С точки зрения эргономики и дизайна, по сравнению с ранее созданным ВАЗ-2101, изменения в ВАЗ-2103 делали этот автомобиль более элегантным и стильным, плюс ко всему, он обладал рядом прогрессивных технических решений. На протяжении двенадцати лет производства с конвейера было выпущено 1 304 899 этих автомобилей. До появления «шестерки» ВАЗ-2103 считался самой комфортной и престижной моделью ВАЗа.


Наиболее разительные отличия 2103 от 2101 касались салона. В «тройке» пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляет 860 мм. В автомобиле установлена совершенно новая и гораздо более информативная панель приборов — с часами, манометром давления масла, тахометром. Если у «копейки» в салоне оставались незакрытыми участки крашенного металла, в «тройке» они были спрятаны под пластиковыми накладками. В багажнике была использована отделка из формованного пластика. В лучшую сторону отличались и комфортабельные сиденья. Измененные материалы обивки салона способствовали также лучшей шумоизоляции, да и визуально добавляли салону более высокое качество. Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт.

Полуторалитровый 75-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 19 секунд, что для своего времени считалось очень неплохим показателем. На экспортные модификации ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 устанавливались, соответственно, 1,3-литровые двигатели ВАЗ-21011 мощностью 69 л.с. или более экономичный 64-сильный мотор ВАЗ-2101. Одноименный же двигатель ВАЗ 2103 не просто стал главным для этой модели, но и применялся для установки на автомобили последующих поколений — ВАЗ 2106, 2121, 21053, 2107. С 1974 года «трёшка» принимала участие в различных международных ралли, где ее экипажи не раз завоевывали призовые места.

Ходовая часть ВАЗ-2103 конструктивно идентична всей «классике». Спереди — двухрычажная подвеска, а сзади — неразрезной мост. Благодаря высокому клиренсу и мягким пружинам «тройка» обладает неплохим запасом хода подвески, отлично проглатывает ямы, да и в целом поведение автомобиля на дороге достаточно комфортно, однако малая обратная реакция руля снижает информативность на высоких скоростях — это опять-таки особенность всей ВАЗовской «классики».

В плане безопасности ВАЗ-2103 отличался рядом более современных по сравнению с «копейкой» решений. Например, здесь стали устанавливать усовершенствованную тормозную систему с вакуумным усилителем тормозов и автоматической регулировкой зазоров между задними тормозными колодками и барабаном. Это повысило эксплуатационную надежность и безопасность автомобиля. С началом выпуска «тройки» нормой стало и наличие ремней безопасности, правда, пока только передних. А травмобезопасные утопленные ручки дверей изначально разрабатывались именно для этой модели, но ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.

ВАЗ-2103 представлял собой по всем позициям более выигрышный вариант в сравнении с «копейкой» и на протяжении ряда лет считался одним из лучших отечественных автомобилей. К сожалению, за 12 лет выпуска автомобиль практически не модернизировался и концу производства выглядел уже порядком устаревшим. Однако, по большому счету, все последующие образцы ВАЗа попросту являлись дальнейшим копированием и эксплуатацией ранее достигнутого успеха «тройки». Сегодня эта модель, так же как и «копейка», входит в разряд раритетных образцов автомобилестроения советской эпохи, среди которых в продаже иногда можно встретить и полностью аутентичные образцы в хорошем состоянии.

Читать полностью

ВАЗ 2103 история производства. Начало выпуска ВАЗ 2103 в 1973 году. Сходила с конвейера новая тройка в разных модификациях, в основном это касалось расположения руля и мощности мотора. Бытует мнение, что ноль третья жигули является прототипом FIAT 124 SPECIAL , доля правды в этом есть. Разработка третьего ВАЗа велась вместе с итальянскими инженерами фирмы Фиат, поэтому как говорит история ваз 2103 и FIAT 124 SPECIAL есть разные варианты одного автомобиля. Во время разработки ноль третий ВАЗа прорабатывался вариант универсала на этой же базе, но в серию универсал не пошёл. Были так же фаэтон и трёхосный фаэтон, но использовались они только на показательных выступлениях и парадах.

Оснащался тройка 1,5 литровым мотором мощностью в 72 лошадиные силы, разгон с места до 100км в час занимал 17секунд. Отделка салона и панель приборов значительно отличались от предшественников.Стали проще и доступнее ремонт и эксплуатация . Пространство над головой стало больше на 15мм. За период производства ваз 03 сошли с конвейера 1 304 899 автомобилей. Достаточно длительное время ваз 2103 считался одним из динамичных, комфортабельных, и надёжных автомобилей на просторах СССР, и даже составлял конкуренцию зарубежным аналогам в данном классе. Как доказывает история ваз 2103 был снят с производства в 1985 году. Но и по сей день колесят тройки, переваренные и перекрашенные по дорогам СНГ, служат своим владельцам верой и правдой, и доставляют не мало хлопот. Ну что поделаешь годы, берут своё.

Похожие статьи