Нефаз 5299 технические характеристики расход топлива. Руководство по эксплуатации автобусов нефаз

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «У» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.

Автобусы , изготовленные на базе шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4×2, предназначены для перевозки пассажиров на городских и междугородных маршрутах по дорогам I, II и III категорий с допускаемой осевой нагрузкой 130 кН (13 тс) при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с в районах, расположенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010 и НЕФАЗ-5299-0000010-15 (см. одноименный рисунок ) предназначены для городских перевозок. В салоне автобуса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров, конструкция этих автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону из-за частых остановок.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010-01 и НЕФАЗ-5299-0000010-16 (см. одноименный рисунок ) предназначены для пригородных перевозок на малые расстояния (до 150 км). В салоне автобуса вне прохода нет специальных участков, предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих пассажиров на короткие расстояния. Автобус этого класса предназначен для перевозки пассажиров на маршрутах типа «город-село», на местных маршрутах в сельской местности, на межрайонных маршрутах.

Автобусы НЕФАЗ-5299-0000010-08 и НЕФАЗ-5299-0000010-17 (см. одноименный рисунок ) предназначены для междугородных перевозок (пригородного сообщения и дальнего следования) только сидячих пассажиров на большие расстояния (свыше 150 км).

Автобусы, изготовленные на автобусных шасси КАМАЗ-5297, укомплектованных силовыми агрегатами с автоматическими гидромеханическими передачами (ГМП) фирмы «VOITH» мод. D 851. 3Е, предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах.

Автобусы рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении. Автобусы имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции вагонной компоновки.

Модификации автобусов отличаются между собой, в основном, комплектацией силового агрегата (см. «Техническую характеристику автобусов»). Все остальные системы и агрегаты автобусов максимально унифицированы.

Все модификации автобусов могут быть изготовлены в двухдверном или в трехдверном вариантах. Для внутригородских перевозок используется в основном трехдверный вариант, а для междугородных - двухдверный.

Автобус НефАЗ 5299 был запущен в серийное производство в 2000 году. Является одним из наиболее распространенных видов спецтехники, используемой в качестве муниципального транспорта. Нефтекамский автомобильный завод выпускает около 1000 экземпляров данных автобусов ежегодно. Они поступают в автобусные парки всей страны.

Технические характеристики городского автобуса НефАЗ 5299

Ознакомление с техническими характеристиками НефАЗ 5299 позволяет оценить преимущества автобусов этой серии. Базой для выпуска автобусов послужило шасси серийных КамАЗов. Проверенные временем и множественными испытаниями платформы грузовиков позволяют автобусам с легкостью преодолевать любые препятствия на дороге. Все элементы ходовой части имеют высокий запас прочности и хорошо показывают себя в эксплуатации. Контрольное и управляющее оборудование соответствуют всем международным стандартам, предъявляемым к автобусам данного класса. Уровень активной и пассивной безопасности также находится на высокой отметке.

Двигатели для НефАЗ 5299 бывают нескольких видов. Мотор КамАЗ-820.61-260 имеет максимальную полезную мощность 260 лошадиных сил при частоте вращения 2200 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент при этом равен 931 Н*м. Восьмицилиндровый силовой агрегат использует V-образную установку цилиндров. Рабочий объем составляет 11,76 литров. В качестве топлива используется сжиженный газ. Двигатель оснащен турбонаддувом с предварительным охлаждением воздушного потока, электромагнитным дозатором и распределенным впрыском с искровым зажиганием. Мотор соответствует международным нормам экологических стандартов EURO-4. На автобус устанавливается 8 баллонов емкостью по 123 литра каждый. Коробка переключения передач - четырехступенчатая автоматическая.

Дизельные двигатели Cummins 6ISBe270B имеют полезную мощность 270 лошадиных сил при частоте вращения 2500 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент при этом составляет 970 Н*м. Шестицилиндровый силовой агрегат имеют рядное расположение цилиндров. Рабочий объем - 6,7 литров. Мотор оснащен турбонаддувом с предварительным охлаждением воздуха. Соответствует требованиям экологических стандартов EURO-3. Расход топлива у НефАЗ 5299 с данным типом двигателей составляет 24 литра на 100 километров. Емкость топливного бака равняется 250 литрам.

НефАЗ 5299 имеет следующие габаритные размеры: длина - 11,76 метров, ширина - 2,5 метра, высота - 3,036 метров, колесная база - 5,84 метров. Снаряженная масса автобуса составляет 10,24 тонны, а полная - 18 тонн. Распределение нагрузки по осям: на переднюю - 6,5 тонн, на заднюю - 11,5 тонн. минимальный радиус разворота - 12 метров. Автобус оборудован гидравлическим усилителем руля и громкоговорителем, чтобы водитель мог делать объявления в салон. Водительский отсек отделен от пассажирского стеклянной перегородкой, которая обеспечивает высокую шумоизоляцию, чтобы посторонние звуки не отвлекали водителя от управления транспортным средством.

На автобус установлены стальные диски размером 8,25х22,5 и бескамерные шины радиального типа размером 275/70 R22,5. Тормозная система имеет два контура и пневматическое действие. Для помощи водителю в нештатных ситуациях на дороге предназначена система ABS, которая входит в базовую комплектацию. Цельнометаллический кузов вагонного типа играет роль несущей конструкции. Он снабжен ребрами жесткости, предохраняющими автобус от деформации. Вход пассажиров осуществляется через три двустворчатых двери, которые открываются из кабины водителя автоматически благодаря пневматическим механизмам.

Всего в салоне располагается 25 мест для сидения, а общая вместительность составляет 84 человека. Вентиляция осуществляется естественным образом через форточки боковых окон и люки. Отопление осуществляется при помощи автономного газового отопителя. Тепло равномерно распределяется по салону, так как отопительные элементы располагаются по всему внутреннему периметру автобуса.

Завод выпускает несколько модификаций, созданных на основе базовой модели

НефАЗ 5299-10 представляет собой стандартный высокопольный автобус. Такой индекс получили самые первые модели, выпущенные Нефтекамским заводом. Изначально внешний вид автобусов был заимствован у белорусских МАЗ 104. Более поздние автобусы получили уже собственное оригинальное оформление экстерьера.

НефАЗ 5299-11 является пригородной модификацией базовой модели. Имеет всего две двери для посадки пассажиров, а количество мест для сидения увеличено до 45 единиц. Всего автобус вмещает до 77 человек. На него устанавливаются более удобные туристические сидения, которые хорошо подходят для длительных переездов.

НефАЗ 5299-17 представляет собой междугороднюю модификацию. Автобус оснащается специальными отсеками для багажа и имеет 43 места для сидения. В салоне установлены комфортабельные сидения с откидывающимися назад спинками и подлокотниками. Также в базовую комплектацию входит кондиционер и радио. Колонки аудиосистемы направлены в салон, чтобы пассажиры могли слушать музыку в дороге, но она в то же время не отвлекала водителя от его обязанностей.

НефАЗ 5299-30 - полунизкопольная модификация базовой модели. Он имеет увеличенную до 115 человек вместительность салона, а также специальные места для людей с ограниченными физическими возможностями. Центральная дверь оборудована специальным пандусом, который позволяет без проблем заехать в салон на инвалидной коляске. Также в средней части автобуса имеется специальное место для инвалидной коляски, которое оборудовано ремнем безопасности. Он позволяет пристегнуть коляску, чтобы она не болталась по салону во время движения.

Обслуживание и ремонт НефАЗ 5299 не несут особых трудностей. Использование узлов и агрегатов, опробованных на серийных грузовиках, позволило накопить богатый опыт, так что умелый механик справится с любой починкой в кратчайшие сроки. Высокая степень унификации деталей с грузовиками КамАЗ позволяет легко находить любые запчасти для НефАЗ 5299 у официальных дилеров Камского завода. При умелом вождении и своевременном сервисном обслуживании автобусы прослужат не один год до первого капитального ремонта.

Цена НефАЗ 5299 для новых моделей составляет около 5 миллионов рублей. На вторичном рынке можно купить технику в несколько раз дешевле. Но следует учитывать, что техника побывавшая в использовании может потребовать дополнительных затрат для приведения ее в надлежащий вид. Поэтому при выборе модели следует провести ее тщательный осмотр и диагностику, чтобы купить действительно стоящий товар.

Нефаз-5299. Отопление

Отопление салона автобуса и места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями, а для автобусов междугородного исполнения еще и конвекторами.

Система отопления:

Основная - от автономного жидкостного подогревателя с теплопроизводительностью не менее 30 кВт.;

Аварийная - от системы охлаждения двигателя.

Допускается кратковременное использование тепла для обогрева салона от системы охлаждения двигателя в аварийных случаях (при отказе подогревателя для проезда до автотранспортного предприятия или до ближайшего населенного пункта при междугородних перевозках).

Этот же подогреватель используется для подогрева двигателя. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом жидкостного подогревателя, а при работающем двигателе - циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. Система вентиляции на междугородные автобусы (НЕФАЗ-5299-000037-33, 5299-000037-32, 5299-000017-33, 5299-000017-32) принудительная через турбовентиляторы на крыше.

В систему входят: автономный жидкостный подогреватель, трубопроводы, насос, краны, воздухоотделитель, кран слива и клапаны выпуска воздуха.

Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать без включения подогревателя, например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса.

При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на трубах отопления салона. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Белробот) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонки, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг жалюзная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса. Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя (режим рециркуляции). Ход жалюзной заслонки составляет 55 мм.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Термокам) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонкой, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены два выпускных патрубка. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонкой тросовым приводом. Ход жалюзной заслонки составляет 45°.

Отопитель салонный предназначен для отопления пассажирского салона или для дополнительного отопления места водителя. Он имеет две скорости вращения вентилятора и работает в режиме забора воздуха из салона. Отопитель автомобильный состоит из 2-х основных блоков: нагревательного и вентиляторного. Нагревательный блок состоит из двойного с медными трубками радиатора поз.2 и корпуса поз.1.

Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции (см. выше). Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса, турбовентиляры в крыше (межгород, город - опция).

19.1 Ремонт системы отопления

Порядок прокачки системы отопления в эксплуатации.

В случае ремонта системы отопления с её разгерметизацией, необходимо:

Проверить герметичное крепление всех червячных хомутов;

Подготовить емкость, равную слитому количеству ОЖ до ремонта, медленно залить ОЖ через воронку, исключая разрывы струи;

Завести двигатель и на холостых оборотах прогреть его;

Изменять обороты двигателя от 1200 до 1800 об/мин до полного удаления пузырьков в системе, доливая охлаждающую жидкость через расширительный бачок.

Рисунок 53 - Расположение фронтального отпителя

Рисунок 54 - Отопитель фронтальный



Рисунок 55 - Термокам (заслонка внутри типа «Угольник»)


Рисунок 56 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор; 3 - корпус; 4 - электродвигатель; 5 - крыльчатка; 6 - защитная решетка; 7 - резисторный блок


Рисунок 57 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор с медными трубками; 3 - электродвигатель с крыльчаткой; 4 - защитная решетка


Рисунок 58 - Система отопления на городском автобусе: 1 - переходник, 2; 4 - трубы подводящие, 3; 5 - труба отводящие, 6 - кожух, 7 - кронштейн, 8 - патрубок угловой, 9 - установка фронтального отопителя; 10 - кожух, 15; 16 - пластины; 17 - клапан; 18 - рукав-подкладка; 19 - хомут; 20 - гайка-шуруп; 21 - пластина под обогреватель; 23-26 - кожухи; 30-39 - рукава силиконовые. 40 - теплоизоляция; 50 - болт М8; 51 - болт М6; 52 - винт 6МА; 53 - винт самонарезающий; 54 - гайка М5-6Н; 55 - гайка глухая М10; 56 - шайба пружинная 5; 57 - шайба пружинная 6; 58 - шайба пружинная 8; 59 - шайба пружинная 10; 60 - шайба плоская 6; 71 - отопитель салонный АО 4675.8102010-10; 72 -отопитель салонный АО 4675.8102010; 73 - рукав угловой силиконовый; 75 - хомут червячный


Рисунок 59 - Установка фронтального отопителя на городском автобусе: 1 - патрубок; 5 - клапан; 6; 7, 8, 9, 10 - шланги обогрева стекла; 11 - рукав силиконовый; 14 - болт М8; 15 - шайба пружинная 8; 18 - отопитель фронтальный; 19 - рукав силиконовый; 20, 21, 22 - хомут червячный; 23 - патрубок.




Рисунок 60 - Система отопления на междугородном автобусе: 1, 3,5,7 - труба подводящая; 2,4,6,8 - труба отводящая; 9 - переходник; 10 - тройник; 11 - установка шпилек; 12 - установка фронтального отопителя; 16, 17, 18 - трубы подключения к ПЖД; 19-27 - кожухи; 28-35 - рукава силиконовые; 36 - рукав-прокладка; 37 - хомут; 38 - клапан воздушный; 39 - гайка-шуруп крепления пассажирских сидений; 40 - пластина под отопитель; 41 - теплоизоляция; 51 - болт М8; 52 - болт М6; 53 - винт спот.головкой и крест.шлицем; 55 - гайка ЕМ5-6Н; 56 - гайка ЕМ8-6Н; 57 - шайба пруж.5,1; 58 - шайба пруж.6,15; 59 - шайба пруж.8,15; 60 - шайба плоская 6,15


Рисунок 61 - Установка фронтального отопителя на междугородном автобусе: 1 - труба подводящая; 2 - труба отводящая; 3, 4 - шланг обогрева стекла, 5,6 - рукава силиконовые; 7 - теплоизоляция; 8 - скоба; 9 - клапан воздушный; 10 - болт М8; 11 - гайка ЕМ8; 12 - шайба пружинная 8.15; 13-отопитель фронтальный ДМ-9508.131.010; 14, 15-хомуты червячные.

Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя Схема отопления НефАЗ 5299-11-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схем отопления НефАЗ 5299-37-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-10-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-17-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-30-32 с шестью отопителями


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-20-32


19. 2 Техническое обслуживание

Проверить и, при необходимости, заменить охлаждающую жидкость из системы отопления при ТО-10000; ТО-30000;

Смазать подшипники электродвигателей отопителей салона - один раз в год, осенью;

УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ па городском и пригородном автобусах

Ввернуть в блок кранов шасси два переходника, проверить соединения на герметичность мыльным раствором, подавая в переходники сжатый воздух (для исключения разгерметизации при установке переходников придерживать кран вторым ключом). Заменить при необходимости поврежденные шланги, трубы, хомуты, рукава, болты, шайбы, гайки.

Перед установкой рукава и трубы продуть сжатым воздухом. Надеть на свободные концы переходников по одному рукаву угловому. Закрепить хомутами червячными.

Изолировать переходники материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

Закрепить кронштейн, надев шайбу, навернув гайку.

Установить трубу подводящую, закрепить к полу болтом с шайбой пружинной, подсоединить ее к рукаву угловому, сняв заглушку и закрепить хомутом червячным.

Установить трубу отводящую.

Установить на трубы в местах расположения кронштейнов рукава-подкладки, закрепить двумя хомутами, шайбами пружинными и гайками.

Установить трубу подающую, подсоединить ее к трубе подводящей с помощью двух рукавов силиконовых, патрубка углового, закрепить хомутами червячными. Мз червячных хомутов = 0,4...0,5 кгс·м;

Соединить трубы отводящие.

Установить пять хомутов.

Изолировать части труб, находящихся вне салона, матералом материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

Изолировать трубы материалом «Энергофлекс супер», закрепить трубы скобами с шайбами пружинными и гайками.

Герметизировать место прохода труб через панель передка. Укладка материала в виде воронки с равным припуском на стороны.

Установить отопитель фронтальный. Закрепить его болтами с шайбами пружинными.

Соединить шлангами патрубки отопителя фронтального с соответствующими патрубками в передней части автобуса. Закрепить хомутами червячными.

Подсоединить трубы к соответствующим патрубкам отопителя фронтального с помощью рукавов силиконовых. Закрепить хомутами червячными.

Установить на отопители салонные по две пластины, закрепив их винтами.

Нанести на пластины клей, приклеить их на отопители, устанавливаемые над арками колес.

Закрепить отопители салонные болтами с шайбами пружинными.

Соединить патрубки отопителей с соответствующими патрубками труб с помощью рукавов силиконовых, закрепить хомутами червячными.

Установить по месту кожуха, закрепив в верхней части гайками глухими, шайбами пружинными совместно с кронштейнами, а в нижней части винтами самонарезающими.

Установить кожух, закрепив винтами самонарезающими.

Установить кожух, закрепив к отопителю салонному болтами с шайбами пружинными.

Ввернуть клапаны в бобышки на отводящих трубах правой и левой боковин салона.

Моменты затяжки резьбовых соединений:

М6: Мз=0,7...1,0 кгс·м;

М8: Мз=1.8...2,5 кгс·м;

М10: Мз=4,0...5,6 кгс·м;

Мз червячных хомутов = 0,4...0,5 кгс·м;

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

УСТАНОВКАХ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ на междугородном автобусе

Перед установкой все рукава и трубы продуть сжатым воздухом.

Заменить при необходимости поврежденные тройники, демпфер, шланги, хомуты, болты,шайбы, гайки.

Демпфер в сборе ввернуть в кран шаровой, предварительно намотать на резьбу ленту.

Тройник ввернуть в кран шаровой до упора, предварительно намотать на резьбу ленту.

Надеть шланг соединительный на демпфер и на тройник, закрепить хомутом червячным.

Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным. В шланги соединительные установить заглушки.

Шланг соединительный надеть на тройник и демпфер, закрепить хомутом червячным.

Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Трубы установить на кронштейны, закрепить хомутами, ввернув болты с шайбами, закрутить гайки.

Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным.

Установить трубу левой боковины салона, ввернуть шпильки.

Надеть кронштейн на шпильку.

Установить трубу левой боковины салона, ввернуть болт, надев шайбу пружинную. Мз=1,2...1,8 кгс·м

Шланг соединительный надеть на трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным.

Установить трубы левой боковины (отводящая и подводящая линии) на кронштейны.

Установить рукав-подкладку в месте крепления хомута. Установить уголок.

Надеть хомут на шпильку кронштейна, надеть шайбу пружинную, затянуть гайкой. Мз=0,7...1,0 кгс·м.

Установить кожух. Ввернуть винт в совмещенное отверстие кожуха до упора.

Установить кожух. Надеть на шпильку шайбу пружинную, навернуть гайку глухую, затянуть до упора. Мз=2,4...3,6 кгс·м. Ввернуть винт самонарезающий в совмещенное отверстие кожуха до упора.

Надеть шланг соединительный на трубы левой боковины, закрепить хомутом червячным.

Тройник вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Установить кожух

Проложить шланги соединительные, герметизировать в каркасе место прохода шлангов.

Патрубок надеть на шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

Хомут надеть на шпильку, установить шланги соединительные, надеть шайбу, навернуть гайку, затянуть до упора. Мз=0,7... 1,0кгс·м.

Установить отопитель фронтальный, ввернуть болт, надеть шайбу пружинную.

Надеть шланги соединительные на выводы отопителя фронтального, закрепить хомутом червячным.

Шланг обогрева стекла установить одним концом на патрубок отопителя фронтального, другим - на соответствующий патрубок в передней части автобуса, Закрепить воздуховод хомутами.

Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным.

Надеть другой конец шланга соединительного на патрубок трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным

Установить отопитель салонный, ввернуть болт в совмещенное отверстие, надеть шайбу пружинную.

Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным. Другой конец шланга надеть на патрубок трубы левой боковины.

Установить трубы правой боковины салона, закрепить хомутами.

Ввернуть клапаны.

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

Произвести герметизацию технологических отверстий в местах переходов труб отопления: переход труб 025 мм через пол к салонному отопителю водительского места; отводящей и подводящей труб в месте перехода из отсека ПЖД.

Прежде чем начать рассказ об этом автобусе, нужно отметить, что НефАЗ-5299 - это не одна машина, а несколько модификаций на базе модели для городских, междугородних и пригородных перевозок пассажиров. Машина часто используется на регулярных пассажирских маршрутах.

История создания

Это полностью отечественный проект, который был запущен в сборку и производство лишь в 2000-м году. НефАЗ-5299 - это один из наиболее популярных пассажирских автобусов, которые используются в качестве общественного транспорта во многих городах.

Сейчас на Нефтекамском автомобильном заводе каждый год собирают более 1000 единиц этих моделей. Данная техника успешно используется автопарками по всей стране.

Технические данные

Знакомство с технической частью автобуса НефАЗ-5299 поможет оценить все достоинства этой модели. В качестве базовой платформы использовали грузовики КамАЗ. Это надежные грузовые платформы, которые помогут автобусу легко преодолеть самые разные препятствия на пути, они проверены временем и массой испытаний разной степени сложности. Каждая деталь в ходовой этих машин имеет огромный ресурс и высокие запасы прочности, что самым лучшим образом отражается на долговечности и эксплуатации машины.

Все оборудование, предназначенное для управления и контроля, максимально соответствует требованиям международных стандартов, предъявляемым к подобной технике. Эта серия автобусов отличается высокими показателями безопасности. Здесь имеются устройства и системы как пассивной, так и активной безопасности.

Силовая часть

Автобус НефАЗ-5299 может оснащаться несколькими видами моторов в зависимости от модификации. Так, двигатель КамАЗ-820.61-260 выдает максимальную мощность 260 лошадиных сил на 2200 об./мин. Максимальный крутящей момент его составляет 931 Нм. Двигатель - восьмицилиндровый, V-образный. Рабочий объем равен 11,76 л. Данный силовой агрегат спроектирован и создан специально для питания сжиженным газом. Мотор укомплектован турбоннадувом и инеркулером. Имеется электромагнитный дозатор, а впрыск - распределенный. Двигатель полностью соответствует нормам "Евро-4". В паре с этим силовым агрегатом работает четырехступенчатая АКПП.

НефАЗ-5299 также оснащают дизельными силовыми агрегатами Cummins 6ISBe270B. Мощность этого двигателя составляет 270 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2500 об./мин. Крутящий момент, который выдает мотор, составляет 970 Нм. Агрегат имеет шесть цилиндров с рядным расположением. Объем - 6,7 литров. Двигатель тоже оснащается турбиной и инеркулером. Как и предыдущий, этот мотор полностью соответствует нормам "Евро-4". Расход дизельного топлива на "Камминзе" - 24 литра на 100 км. Топливный бак имеет объем 250 литров.

Геометрия, масса

Длина автобуса составляет 11,86 м. Ширина - 2,5 м, а высота равна - 3,036 м. Колесная база составляет 5,96 м. Масса (снаряженная) достигает 10,24 тонн, а максимальная равна 15-ти. Нагрузка по осям составляет 6,5 т на переднюю ось и 11,5 тонн приходится на заднюю. Минимальные радиусы разворота машины составляют 12 м.

Оснащение

Вне зависимости от конкретной модификации, машины оснащены гидроусилителем рулевого управления, что делает процесс вождения значительно комфортнее. Имеется система громкой связи, по которой водитель может объявлять остановки и другую информацию для пассажиров.

Место водителя от салона отделяется перегородкой. Благодаря ей водителя во время работы ничего не отвлекает.

Ходовая часть отечественного автобуса

На машины всех модификаций устанавливаются стальные колесные диски. Покрышки - бескамерного типа. Тормозная система - двухконтурная, с пневматическим приводом. Для того чтобы управление автобусом было как можно комфортней, а также для лучшего контроля за ситуацией на НефАЗе имеется ABS. Она есть во всех моделях, вне зависимости от комплектации. Кузов машины изготовлен полностью из металла. Компоновка - вагонного типа. Кузов здесь является несущей конструкцией автобуса. Внутри имеются прочные металлические усилители, которые защищают автобус от различных деформаций. Для удобства пассажиров имеется три двери. Каждая из них - двухстворчатая.

Двери открываются посредством пневматического привода.

Салон

Автомобиль рассчитан на 25 сидячих мест. Что касается общих данных о вместительности отечественного автобуса НефАЗ-5299, технические характеристики позволяют перевозить не более 84 человек. Системы вентиляции в салоне как таковой нет. Она здесь естественного типа и организована посредством большого количества форточек и люков на крыше.

Система отопления салона - автономная, на базе газовой печки. Тепло распределяется в салоне максимально равномерно. Элементы системы отопления расположены по всему внутреннему периметру машины.

Модификации

Модель 5299-10 - стандартный автобус с высоким полом. Это один из самых первых автобусов, которые выпускались на заводе. Нужно сказать, что в самом начале производства разработчики не имели четкого дизайна.

Он был позаимствован у белорусского МАЗ-104. Остальные модели, которые выпускались позже, имели уже оригинальный дизайн, разработанный силами специалистов завода.

Модификация 5299-11 - это базовая модель, предназначенная для пригородных перевозок. Здесь имеется две двери для пассажиров. Число мест для сидения увеличено и составляет 45. Общее количество пассажиров - 77 человек. В салоне установлены туристические кресла, которые отлично подходят для длительных поездок.

Модель 5299-17 предназначена для осуществления междугородных поездок. Машина дополнительно оснащена багажным отсеком. В салоне могут сидеть 43 пассажира. Сидения очень удобные и комфортные с возможностью откидывания спинки. Также здесь есть подлокотники. В базовой комплектации машины предусмотрены музыка и система кондиционирования. Аудиосистема организована таким образом, чтобы пассажиры могли наслаждаться музыкой и она никак не отвлекала водителей.

Модель 5299-30 - это полунизкопольный автобус. Его возможности, в отличие от базовой модели, несколько увеличены. В салон помещается до 115 человек. Конструкторы автобуса не забыли об инвалидах. Для них имеются специальные места. В центральной двери имеется пандус, позволяющий въезжать внутрь на инвалидных колясках. В середине салона можно установить инвалидную коляску и надежно закрепить ее при помощи специальных ремней.

О ремонте и обслуживании

Производить техническое обслуживание и ремонт НефАЗ-5299 не составляет особого труда. Машина разрабатывалась на базе узлов и механизмов грузовиков КамАЗ. У механиков есть огромный опыт по ремонту грузовиков, и они без труда смогут справиться с этим автобусом. Запчасти (НефАЗ-5299) максимально унифицированы с деталями и узлами грузовиков КамАЗ, поэтому можно без труда найти все, что угодно, и даже то, что является редкостью. Любые запасные узлы и детали можно купить у официальных дилеров. Что касается долговечности автобуса, то при хорошем вождении, а также своевременном техническом обслуживании эти машины способны служить несколько лет до самых первых ремонтов.

Цены моделей

На новые автобусы НефАЗ-5299 цена составляет от 5 млн рублей. Также существует масса предложений на вторичном рынке - подержанные экземпляры обойдутся значительно дешевле. Но нужно учесть, что такие машины требуют определенных затрат на восстановление и приведение в нормальный вид.

Похожие статьи