Дом на колёсах для всей семьи. История автодомов

Путешествия на собственном автомобиле становятся всё более популярными. И это понятно: у такого вида отдыха немало классных преимуществ перед обычными, традиционными форматами путешествовать:

  1. Во-первых, не нужно томиться в гостиницах и быть зависимым от времени и путёвки: можно не спешить и сполна насладиться именно тем, что особенно приходится по душе.
  2. Во-вторых, отдыхать в кругу семьи всегда приятнее, чем в одиночку или даже на пару.
  3. Кроме того, такой отдых зачастую ещё и обходится дешевле, особенно если имеется специальный автомобиль, позволяющий полноценно проводить семейных отдых, путешествия. Именно такие и являют темой настоящей статьи.

В статье будет рассмотрен рейтинговый топ лучших из таких домов, определив, заодно, какой из них считается наиболее удобным, превращаясь по ходу путешествия в своеобразный самый большой дом на колёсах, и какой автомобиль такого назначения лучше всего выбрать себе и вашей семье.

Виды автодомов

Прежде всего, отметим, что в современном автомобильном мире функционирует множество таких приспособленных передвижных автодомов на колёсах. Каждый из них имеет свои неоспоримые преимущества, своих почитателей, познавших их удобства на практике. Вместе с тем, есть также свои нюансы, специфические особенности, которые зависят от целого ряда существенных факторов: начиная с дизайна и заканчивая узкими функциональными моментами.

С учётом показателя комфортности, лучшие дома классифицируются на 3 разных класса:

  • А – роскошного класса.
  • В – альковного класса.
  • С – компактного.

Такие трейлеры отличаются также своей ценой, позволяя покупателям выбирать лучшие автомобили исходя из возможностей собственного бюджета. К первому классу А принадлежат автодома огромных габаритов, отличающиеся также прекрасной комфортностью. Это своеобразные гостиницы или коттеджи на колёсах, где под руками всегда имеется всё самое необходимое для полноценного проживания, отдыха. Соответственно, у возможности в этом плане более ограничены. Класс С позволяет путешествовать семьёй на колёсах с высоким уровнем экономии средств.

Лучшие элитные автодома

Рейтинги таких шикарных автодомов чаще всего возглавляет роскошный автомобиль Anderson Mobile Estates, популярность которого на планете огромная. Это не только суперкомфортность, равной которой у его соперников практически нет, но также идеальная обзорность: благодаря установленным на нём камерам водитель получает максимальную информацию обо всем, что делается вокруг трейлера. Понятно, что и цена такого красавца со всеми его фантастическими «наворотами» немалая: подчас она превышает два миллиона долларов.

Прекрасным представителем является также американская красавица Fleetwood RV Discovery, конструкторы которой предусмотрел возможность адаптировать дизайн и салон гостиной, спального помещения под вкусы и пожелания покупателя. Автомобиль обладает мощным двигателем в 380 лошадиных сил, что даёт ему возможность легко справляться с дорогой любой сложности, даже в горах или пустыне.

Ему мало в чём уступает собрат по классу Fleetwood RV Bounder, длина которого, представьте себе, превышает 9 метров, а мощность двигателя – 362 лошадиных силы. В лучшие автодома элитного вида заслуженно входит также Fleetwood RV Storm длиной более 7 метров.

Лучшие альковные модели

Вы наверняка видели и, может быть, даже пользовались классическими альковными минивэнами, у которых дополнительные спальные места расположены над кабиной водителя. Такие «спальни» над кабинами имеют разнообразную планировку, доходящую до идеала.

Впечатляет, в частности, суперновый класса В Winnebago Itasca Nation, который многие эксперты уже окрестили лучшим в мире. Он интересен не только прекрасными эстетическими данными, но и великолепным дизайном внутренних помещений. Единственным, может быть, минусом таких авто остаётся немалая вероятность повредить альков в пути, особенно если маршрут пролегает по лесной местности. Такие путешествия чреваты ухудшением внешнего вида, разными царапинами, вмятинами на алькове, поэтому его поверхность подчас приходится подкрашивать и даже рихтовать.

Что касается функциональных данных, то они более чем отличные. В частности, двигатель мощностью 188 лошадиных сил позволяет развивать немалую скорость, хотя инструкция рекомендует избегать подобных гонок. Под стать этой модели и супервыносливый автомобиль Jayco Seneca 37 TS, у которого мощность турбодизельного двигателя составляет 340 лошадиных сил.

Лучшие компактные модели

Отличающиеся большой экономностью и приемлемой ценой, такие модели завоевали во многих странах высокий авторитет. Отсутствие шикарного комфорта они с лихвой компенсируют своей прекрасной практичностью, позволяющей полноценно отдыхать в любых условиях. Примером такого бюджетного варианта может служить автомобиль Fleetwood RV Tioga Ranger DSL 2015. Несмотря на небольшую, по сравнению с вышеназванными гигантами, длину (всего 6 метров), он со своей мощностью в 188 лошадиных сил обеспечивает все необходимые условия комфорта. А самым компактным многие специалисты считают авто Brevio серии Burstner, удачно соединившую в себе преимущества многих других моделей такого бюджетного класса.

В статье были рассмотрены лишь несколько ярких представителей автодомов на колёсах. Современная автомобильная промышленность выпускает, без преувеличения, десятки разных моделей. В последнее время, например, заметно поднялся рейтинг таких удобных машин, как автомобильные кемперы, каждый из которых представляет собой дачу, монтирующуюся прямо на шасси автомобиля. Поражает также огромный ценовой диапазон. Поэтому выбор огромен, и вы можете облюбовать для себя именно тот уютный и фешенебельный дом на колёсах, который по своему виду, комфорту и цене вполне посилен вашему личному, семейному бюджету. Удачной покупки!

Первый в мире трейлер для отдыха был построен компанией Bristol Carriage Company в 1880 году для доктора Уильяма Гордона Стабелса, популярного подросткового писателя в жанре приключений и фантастики. Именно он заказал первый в истории «дом на колёсах», который получил название «Странник». Это была конструкция длинной 5.5 метра, на которой писатель путешествовал по британской сельской местности. Позже он написал книгу, в которой описал свои путешествия в 1885 году.

Эволюция автодомов (история в фотографиях)
Первые автодома были сконструированы не сильно позже того, как машина стала обычным делом на американских дорогах. Эта фотография счастливой семьи в своем доме на колёсах была опубликована в 1909 году в журнале Мотор.

Заглемейер (Бэй Сити, Мичиган) сделал автодом на базе модели Форд Т. Данная модель имеет выдвигающуюся спальню, и определённо, обогнала своё время.


Вот другая Модель Т с телескопическим слайдером представлена в Зале Славы Автодомов.


Ламстид Камкар 1915 года - ранний рекреационный автомобиль производства Anheuser-Busch (Анхойзер-Буш). Он монтировался на шасси Форд Т, и продавался за 535 долларов. Этим экспонатом владел Питер Кабле из Австралии.


Представленный ниже автодом - это полноценный коттедж, в комплекте с террасой и задним двориком. Данная конструкция установлена на шасси от грузовика Форд Модель ТТ, с более тяжёлой рамой и задней осью по сравнению с Моделью Форд Т. Его грузоподъёмность составляла одну тонну, а на второй передаче можно было подниматься на холмы. Форд продавался с 1918 по 1927 как грузовик или просто шасси для любителей мастерить самостоятельно.


Этот автодом Nomad (Кочевник) 1923 года представлен на выставке в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган. Производился в коммерческих масштабах, и также использовал шасси Форд ТТ. Обратите внимание на дымоход и задвижные жалюзи. Автодом оборудован складными задними ступеньками.


Причудливая фотография вариации Модель Форд Т. Обратите внимание на совмещение стационарного туалета (типа сортир) с задней частью транспортного средства))). Это рекламная фотография сайта Райн Тексан РВ, Хьюстон.


А вот этот автодом, был создан по индивидуальному заказу, и датируется примерно 1918 г. Он смонтирован на грузовом шасси Nash-Quad (Наш-Куад). Используемый материал - красное дерево. Модель выставлена в центре для посетителей Редвуд Форест, Калифорния.


Вот ещё фото Nash-Quad (Наш-Куад) 1918 года на плоском шасси, как у предыдущей модели. Nash-Quad (Наш-Куад) был чрезвычайно популярен в середине 1910-х и вплоть до 1920-х. Впервые он был произведён в 1914-ом Томасом Джеффри и Ко. в Кеноша, Висконсин. В 1916-ом Джеффри продал права на производство Nash Motor Company.

В 1930-е автодома продолжали оставаться новинкой, несмотря на рост их популярности. Этот автодом Форд 1937-ого был выпущен в ограниченном количестве на Заводе Форд в Сен-Поле, Миннесота. Кузов обрамлён деревом, и покрыт листовым железом.


Этот Шевроле 1931-ого года был представлен Mae West by Paramount Studies (Мэй Вест Студией Парамаунт) когда Мисс Вест переезжала с водевиля в Парамаунт Пикчерз в том же году. Это была туристическая машина с шофёром, укомплектованная столами у задних сидений и кухонькой для еды. Обратите внимание на заднюю часть кузова – это открытая веранда с отдельной дверью. Автодом находится сейчас в Зале Славы Автодомов в Элкхарте, Индиана.


Fleetwheels (Флитвилс) 1938 сделан по заказу для Итальянского исследователя Аттилио Гатти как одна из его "Яхт Джунглей". А. Гатти совершил 10 экспедиций в Африку в первой половине 20-ого века. У него было 2 устройства, которые он объединял на стоянке, делая пятикомнатные апартаменты.



Здесь сама картинка говорит больше слов))).


Если Ваш автодом стал для Вас маловат, решение может быть простым - сделайте к нему пристройку)))!


Или, если длина шасси не позволяет этого, тогда можно добавить второй этаж. Эти два необычные автодома были запечатлены фотографом Кареном Витаком при посещении Новой Зеландии.


Этот музейный экспонат был построен датским художником для многолетнего пребывания в Испании с женой и двумя детьми. У него двойная крыша для защиты от знойного испанского солнца, полноценная кухня и даже душ.


Очаровывающий Шевроле 1946 г. представленный в Сентябре 1989-ого Motorhome Magazine. Эта модель построена после Первой Мировой войны, и была сконструирована на новом типе шасси. Она привлекает столько внимания на дороге, что поездка на отдых затягивается из-за бесконечных вопросов.


Бум на RV после Второй Мировой подтолкнул Flxible Company (Флексибл Компани) отделать некоторые междугородние автобусы как роскошные автобусы-дома и продать богатым отдыхающим. Они назвали новую линию "Land Cruiser" (Ланд Крузер). Образец на картинке с владельцем, Дж. С. Лонг, юристом и девелопером по совместительству. В 1955, Флексибл продал линию Ланд Крузер Кирвину Элмерсу, который основал Custom Coach Corporation (Кастом Коуч Корпорэйшн), которая занималась переделкой автобусов на заказ, в маленьком автосервисе в Колумбусе, Огайо. Сегодня Custom Coach Corporation (Кастом Коуч) – это ведущая компания по переоборудованию автобусов.


С тех пор переоборудование автобусов стало популярной темой у энтузиастов RV. Флексибл 40-х и 50-х были фаворитами. Другая конверсия, прекрасно восстановленная Клиппером, представлена в недавнем фильме Робина Уильяма "RV".


Поначалу мы включили картинку этого винтажного RV просто потому, что у него очень необычный футуристический вид, гладкие линии и опоясывающее ветровое стекло. Оказалось, что это один из автодомов кинематографиста Роя Ханта. Его очень заинтриговала идея автодомов, и он, основав маленькую компанию, построил несколько необычных моделей. Это одна из первых – «Звезда», построенная в 1937-ом. (над решёткой присутствует орнамент звезды). У неё есть сестра «Черепаха», построенная в следующем году. Обе оборудованы кроватью, кухней, туалетом и даже душем с ручной помпой.


Некоторые считают Рэя Франка отцом автодомов класса А. В 1953-ем Франк, фермер и инженер с серьёзной авто- и авиаподготовкой, сконструировал свой первый автодом на шасси грузовика Додж, который был назван Ф «автодомом». Вскоре после этого, руководствуясь повышенным вниманием к своим первым моделям, он построил ещё четыре. Фото внизу изображает один из этих четырёх автодомов.


В 1958-ом сын Франка Роберт привлёк инвестиционный капитал для «Frank Motor Homes». И к 1960-ому ими были построены ещё семь автодомов. В 1961-ом Франк осуществил слияние своей компании с Chrysler Motors (Крайслер Моторз), и автодома стали продаваться под маркой Додж, как видно на рекламе 1962-ого года. Это было время начала расцвета индустрии автодомов Класса А. В 1963-ем Франк начал производить кузова из фибергласса, но, к сожалению, разорился в том же году. Два инвестора купили штампы и права, и создали Travco Corporation (Травко Корпорэйшн), компанию, поставлявшую кузова Додж Травко (на фото внизу).


Додж и Травко доминировали в индустрии автодомов в 60-е и 70-е с RV, которые были необыкновенно популярны за прочный фиберглассовый кузов и усиленные шасси от грузовика Додж. Были проданы десятки тысяч автодом. Они выпускались разных размеров - от 21 до 27 футов (наиболее популярный). У большинства торговый знак был изображён в пол-высоты, как видно на фото. В конце 70-ых компания Chrysler Motors (Крайслер Моторз) ушла с рынка средних грузовиков, что повлекло за собой скорое банкротство Травко.

В то же время одна из компаний предлагала схожий автодом The Ungers Crown Commander (Унгерс Краун Коммандер), также построенный на шасси Додж, но с большей площадью и улучшенным салоном. Краун Коммандер был спроектирован братьями Полем и Мэттом Унгерсами с 1964-ого по 1974-ый годы в Мэдисоне, Огайо. В течение этого времени было продано 800 штук. Краун Коммандер имел смелый и уникальный для своего времени дизайн, а также цельный фиберглассовый корпус, что делало его крепче и долговечнее. Кроме того, разработчики этой модели позаботились о комфорте просторного салона, отделав ванную комнату фиберглассом, продумали до мелочей дизайн интерьера, и сделали высококлассную внутреннюю отделку. Данная модель получила незамедлительный отклик у потребителей.

В 1958-ом, в то же время, когда была создана компания Frank Motor Homes (Франк Моторхоум), некий Джон К. Хансон, из Форест Сити, округа Виннебаго, Айова с небольшой группой бизнесменов создал свою компанию по производству RV. Первый их автодом был произведён в 1966-ом. Установив цену на автодом в два раза ниже, чем конкуренты, Виннебаго с легкостью смог стать лидером на рынке, и продать 100 000 штук к 1977-ому. Успех был таким, что название "Виннебаго" стало синонимом автодома. Ниже представлен классический Виннебаго Брэйв начала 1970-ых.

В то время автодома класса С только начали выходить на рынок. Эта модель 1969-ого (см. фото ниже), сделанная на шасси грузовика Форд, была сконструирована компанией The Stites Camper Company of Denver, CO (Стайтс Кемпер Компани из Денвера). Этот экземпляр находится в Зале Славы РВ в Элкхарте.

В конце 60-ых, начался общий подъём в отрасли, преимущественно это касалось сегмента автодомов класса люкс. Быстро сориентировавшись в рыночной ситуации Д.К. Ньюэлл, создал компанию the Newell Coach Corporation (Ньюэлл Коуч Корпорэшн) в 1967-ом. Первый их автодом был построен на шасси Форд с бензиновым двигателем Форд (см. фото ниже). Всего двумя годами позже Ньюэлл была первой компанией, которая сконструировала автодом с задней компоновкой двигателя, поставив жилой модуль на созданное с нуля шасси класса А. Этот дизайн впоследствии стал образцом для производства последующих моделей автодомов данного класса. А через пару лет они, намного обгоняя отрасль, предложили дизельный вид двигателя.


Также построенный в 1972-ом году на шасси Додж М300 с фиберглассовой "кожей" этот (фото внизу) Ректранс Дисковерер 25Р был футуристической попыткой сглаживания углов. Хотя Доджу предстояло уступить рынок класса А другим производителям, их ожидало лидерство на рынках автодомов классов Б и С на много лет вперёд.

Картина не будет полной, если не будут упомянуты автодома GMC Motorhome (Дженерал Моторз Корп.). Их было произведено почти 13000 в период с 1973-его по 1978-ой. Примерно 8000 из них до сих пор используются. У них был передний привод со сдвоенными колёсами сзади. Ни задние оси, ни приводной вал не вторгались в жилое пространство, оставляя длинный, хорошо скомпонованный корпус с алюминиевой рамой и фиберглассовым покрытием. Воздушные подушки были использованы для подвески, которая управлялась вручную для выравнивания на стоянке. Эти автодома имели длину более 26 футов, и были оснащены двигателями В8 от Олдсмобиля Торонадо. Они имели зачастую роскошные опции, присущие люксовым моделям легковушек Дж. Моторз, такие как круиз-контрол, кондиционер и аудиосистема.

В 1960 году Фольксваген упрочил свои позиции в Америке, не оставив без внимания растущий рынок автодомов/кэмперов, что видно на примере VW Westfalia Camper (ФВ Вестфалия Кэмпер), производства 1967-ого.

На следующий год VW предложил больший и более угловатый автобус, также популярный в конфигурации кэмпинга. Первым их автодомом был ФВ Кампмобиль "68 VW Campmobile.

Говоря о Фольксвагенах, упомянем о необычном предложении, в виде «набора сделай сам» под названием «MiniHome», который продавался маленькой компанией в Ирвине, Калифорния. Точную дату, к сожалению, назвать не можем. Вы можете заказать планы этого набора у Роберта К. Райли Энтерпрайзиз. Детальная версия плана стоит 55 долларов. Материалы должны стоить не более 2-х тысяч, плюс цена хорошего шасси VW Битл с подготовкой.

А вот другая необычная модель «Наветте». Сконструированная на шасси Исузу, с дизелем, эта модель имеет обтекаемый дизайн для красивого вида и экономичности. Автодом Наветте был впервые произведён в 1990-ом Бобом Смитом. К 1995-ому он сделал и продал 16 единиц, включая один спецзаказ для Келлог Сереалз. К сожалению, он был вынужден закрыть компанию из-за своей болезни.

Вот другая интересная модель категории "сделай сам". Всё, что сделал хозяин этого автодома - смонтировал старый трейлер на шасси Мерседес Бенц, ну и сделал "юбку" понизу. Однако получилось функционально.

Вот автодом для тех, кто предпочитает совмещать одновременно кемпинг и катание по труднопроходимым ландшафтам. Эта модель построена на полноприводном шасси МАН. Благодаря увеличенному размеру шин на ней можно поехать, куда угодно. Этой модели не страшны ни ветры, ни реки)))), ведь у нее на крыше установлены две вентиляционные трубы. В Австралии есть компания Amesz Design Pty Ltd (Амесз Дизайн), специализирующаяся на автодомах- внедорожниках. Они имеют большую популярность в малопосещаемой глубинке.

Этот Дэйстар 1975-ого (см. фото ниже) с роскошным интерьером из тикового дерева один из 16 построенных Daystar Motorhomes of Compton Cal (Дэйстар Моторхоум из Комптон Кал). Возможно всё дело в дизайне решётки?!

Terra Wind Luxury Amphibious Coach (Yacht Терра Винд Люксури Амфибиа Коуч/Яхт) – один из самых необычных автодомов. Это не единственный экземпляр. При желании Вы можете заказать себе такой же. Более подробное описание можно увидеть на сайте Терра Винд.


И в завершении, окончательно поразим посетителей нашего сайта))). Этот пятиколёсный кэмпер-трайк спроектирован под заказ и построен Дэвидом Кастилло из Коачеллы, Калифорния. Представляете, как было бы круто появиться на таком на дороге?!


Подборку винтажных автодомов, кемперов и жилых прицепов.


Мы всегда готовы более подробно рассказать Вам об этом уникальном транспорте, дать профессиональную консультацию и помочь сделать правильный выбор. Ведь это не только работа, но и наше настоящее увлечение!

Раньше в старину, когда заканчивали строить мост, проводили испытание весом. По традиции Главный Конструктор при этом стоял под максимально нагруженным мостом, и своей жизнью доказывая надежность конструкции.

Главный Конструктор компании PODzilla, купил себе самый первый произведенный Автодом за 399 000 рублей и самое доступное полноприводное шасси Соболь по акции за 600 000 рублей. Путешествует по всей России, как только появляется даже немного свободного времени.

Путешествия на Автодоме это совершенно другой уровень свободы и удовлетворенности своей жизнью.


Сначала, давно, мы переделывали фургончики и ездили на них. Потом нами завладела идея постройки Дома на Колесах для России. Чтобы, как себе, надежно и недорого.


Посмотреть, что предпочитают у нас в России, возможности нет – рынок еще не сформирован. Сейчас Дома на Колесах в России – это в основном утиль из Европы. Новых Автодомов импортного производства единицы, а российского производства нет.
Мы долго обсуждали, какой должен быть настоящий Российский Автодом. Вот к какому выводу мы пришли:
В России Автодом нужен прочный, теплый, универсальный, простая надежная конструкция и самое-самое главное-преглавное, чтобы не дорогой.


Как объединить эти качества, да еще так чтобы россиянам понравился – это настоящий вызов.
Когда мы поняли, какой в нашем представлении Российский Автодом, мы стали решать все вопросы по порядку.
Первый вопрос для наших дорог. Прочность. Где слабое место у автодомов? Ответ в стыках и швах, там и течь может, по стыкам же импортная техника на очередной кочке может сложиться, и такое бывает.


Значит надо избавиться от стыков. Делаем цельноформованный монокок, нет швов — нет протечек и нет слабых мест, простая и надежная конструкция.


Следующий вопрос. Теплый. В Европе хорошо там тепло. А у нас нет. Основные теплопотери происходят через лобовое стекло и через металл в каркасе и корпусе. Металл также дает мостики холода и конденсат. От конденсата Автодом будет сыреть, а со временем образуется плесень и гниль. Даже деревянный каркас дает конденсат под внутренней обшивкой.


Значит, строим всепогодную капсулу и утепленный композитный каркас без мостиков холода.
Универсальность. Благодаря форме и крепежам автономная капсула автодома легко ставится на отечественные и импортные грузовики.






Выбор шасси велик: Газель, Газель Некст, Соболь, Валдай, УАЗ – это наши, а из импортных: Форд Транзит, Фиат Дукато, Рено Мастер, Пежо, Ситроен, Фольксваген, Мерседес и это еще не все. Можно даже поставить на прицеп-платформу и тянуть легковушкой.
А вот еще бонус: шасси можно использовать отдельно и занимать его автодомом только на время путешествия.
На десерт самое главное! Автодом для России должен быть не дорогим!
Производство в России дает существенный выигрыш в цене. Разные экономичные комплектации позволяют использовать недорогое новое, прокатное или б/у шасси.
Более детально ознакомиться с продукцией компании Вы можете.

На дорогах Европы и Америки часто встречаются машины с жилыми прицепами или целые передвижные дома. У нас они пока еще редкость, но все больше людей задумываются о том, что неплохо было бы иметь дом не колесах. Кому-то он нужен для путешествий по родной стране, кому-то хочется колесить по Европе. Об особенностях и видах, о плюсах и минусах обладания и поговорим дальше.

Плюсы и минусы

Как у каждого явления или вещи, у дома не колесах есть плюсы и минусы. Чтобы не разочаровываться потом, сначала надо тщательно взвесить за и против, а потом сделать осознанный выбор. А выбрать есть из чего. Кроме типа — прицеп к авто или самоходный кемпер — надо выбрать размер. Ведь есть дома на колесах, которые могут возить ваше авто, имеют бассейн на крыше. А есть сделанные на основе трехколесного мопеда.

Достоинства

Мечтающих приобрести дом на колесах условно можно разделить на несколько групп. Первая — любители отдыха на природе, которым надоел палаточный быт и хочется чуть большего комфорта. Вторые — любители путешествовать по Европе, которым надоело платить солидные суммы за гостиницы, морочиться с бронью и т.д. И третья категория — владельцы дачных участков, которым не хочется заморачиваться со стройкой.

Особо размышлять не имеет смысла только дачникам. Найти подходящую модель бывшую в употреблении, которую надо будет только пару раз в год отвезти/привезти не проблема. Вложиться можно в довольно скромный бюджет (от 2000$). Всем остальным сумма нужна будет намного большая, так что надо хорошо подумать. В связи с этим рассмотрим достоинства и недостатки самих автодомов и путешествий на них. Начнем с плюсов:


В общем и целом, имея дом на колесах, вы сами себе хозяин. Именно большая степень свободы и независимости при достаточно высоком уровне комфорта и привлекает.

Недостатки

Теперь о недостатках. О них немного подробнее, чтобы неприятные моменты не были сюрпризом. Итак, вот минусы путешествия в доме на колесах. Сразу стоит сказать, что в России и ближнем зарубежье стоянки для кемперов с возможностью пополнения ресурсов — большая редкость. Да, на некоторых заправках или стоянках это сделать можно. Но далеко не на всех. И за отдельную плату. Отдельная беда — это дороги. Не все и не всегда путешествуют по трассам. Многие ездят по бездорожью. Мало какие из передвижных домов способны выносить наши дороги. Такие модели есть, но цены на них….

В путешествии по Европе все обстоит по-другому и именно об этой части мы поговорим дальше.

И еще одна общая проблема. Если вы живете в квартире, у вас нет собственного участка земли, дом на колесах надо где-то хранить. Стоимость годового хранения соразмерима со стоимостью путешествия на двоих на пару недель в не самую дешевую страну. Вот так.

Вот коротко все плюсы и минусы обладания и путешествий в авто-доме. Так что есть над чем подумать. Размышления на тему целесообразности такого приобретения приведем чуть ниже.

Виды домов на колесах

Передвижной дом может быть двух типов:

  • прицеп;
  • на базе микроавтобуса или автобуса.

Второй вариант называют еще автодом или кемпер (или авто-дом). Они есть не очень большие — на базе микроавтобусов. Того же Mercedes Sprinter, Fiat, Газели, УАЗ-Pickup и Cargo, есть специально выпускаемые различными европейскими и отечественными фирмами. Есть целые лайнеры, в которых могут помещаться машины.

Дом-прицеп может быть стационарным, может — раскладным. Есть еще прицепы-палатки. Первый вид транспортируется в «жилом» виде, второй и третий — в сложенном. Складной дом-прицеп раскладывается только на стоянке. Его преимущества — меньше разбалтывается в пути, меньше высота, а значит, нет ограничений по проезду. Минусы — требуется время чтобы его разложить/сложить. Вся процедура занимает минут пять, но сразу после остановки отдыхать не получится.

Прицеп-палатка — комбинация прицепа с «пристроенной» палаткой. Так как размеры передвижных прицепов обычно невелики, места там мало и большой кампанией расположиться не получится. Прицеп-палатка имеет обычно обеденную зону по центру в той части, которая на колесах, две спальных по краям там же и достаточно просторную палатку, края которой крепятся к корпусу фургона. Часто перед палаткой есть еще и навес — чтобы можно было провести время на открытом воздухе.

Разница между автодомом (на заднем плане) и прицепом-палаткой (впереди)

Если сравнивать по комфорту, автодома на базе автобусов дают больший комфорт, чем любой тип прицепа. В кемпере может быть туалет с душем, небольшая кухонька. В прицепе могут быть только спальные места, в некоторых моделях установлена газовая плита, да и то крепится она обычно снаружи. При необходимости спальное место трансформируется в столовую зону — небольшой столик и два диванчика. Это все, что могут предложить передвижные дома в прицепах.

Иметь или не иметь

Сначала о том, какой тип дома на колесах лучше выбрать — прицеп или автофургон. Для путешествий по России и странам постсоветского пространства при наличии машины достаточной мощности и проходимости, стоит подумать о приобретении передвижного дома-палатки. Они имеют меньшую массу и размеры, тянуть их проще, чем полноценный жилой прицеп. Если прицеп не хотите и нужен больший уровень комфорта, можно взять и прицеп, и автодом. Но больше подходят модели на базе грузовых и полугрузовых авто. Особое внимание стоит тогда обращать на подвеску и клиринг, а еще на прочность и надежность сборки салона/прицепа. Это если вы любите ездить в глубинке и грунтовки вам не в новость. Если планируете ездить только по трассам, можно смотреть и менее проходимые модели.

Стоит сказать, что путешествовать в автодоме по России не слишком удобно, так как инфраструктуры нет. Есть, конечно, организации, которые организуют подобные туры и обеспечивают точки «дозаправки». Но это уже не одиночное путешествие и ни о какой автономности и самостоятельности речи нет.

Это что касается использования дома на колесах в России. Если же вам он нужен для путешествий по Европе, то тут ограничений по «проходимости» нет, так как дороги отличные везде. Но снова-таки встает вопрос о целесообразности владения. До границы надо еще доехать, а «кушает» дом на колесах прилично в любой модификации. Так что расходы на бензин более чем… Многие приходят к решению — доезжать до определенной точки, а там брать дом на колесах в аренду. Этот вариант получается ничуть не дороже, зато намного удобнее.

Эта модель разрабатывалась для пампасов — немецкий Bimobil

В любом случае, если у вас пока нет опыта путешествий в автодоме, но очень хочется его иметь, арендуйте машину или прицеп, проведите пару недель в путешествии. Тут ваше решение и оформится. Заодно точно определитесь с характеристиками и опциями которые вы хотели бы иметь.

Кемперы — набор возможных удобств и обслуживание в дороге

Начнем с того, что такой дом на колесах имеет большие размеры. Длина — от 6 метров, ширина — 220-230 см, высота — не менее трех. Если раньше вы такие машины не водили, потребуется время чтобы привыкнуть к управлению таким большим и тяжелым автомобилем. Сложности могут возникнуть при парковке — требуется два парковочных места, а также свободное пространство для маневра. Кемперы бывают «летние» — без утепления и «зимние» — с утепленными стенами. При равных параметрах ширина вторых больше на 5-10 см — за счет большей толщины стен.

Фургон для путешествий может иметь разную «начинку» и комплектацию

Внутри дом на колесах на основе автобуса или микроавтобуса может иметь такие системы обеспечения:

  • аккумулятор для салона;
  • внешняя сеть на 230 В;
  • запас воды;
  • газовые баллоны (обычно 2 шт) для обеспечения работы небольшой плиты, подогрева воды и некоторых других систем.

Внутри могут быть душ с водонагревателем, туалет (с биотуалетом), кухня с газовой плитой и холодильником, воздушный обогреватель и несколько спальных мест — от двух до шести. При рациональном использовании ресурсов дом на колесах может автономно существовать дня два-три. Быстрее всего расходуется запас воды. В базовой комплектации запас жидкости рассчитан на сутки, при экономии его может хватить на сутки с половиной. Потому, при выборе места парковки, обращайте внимание на возможность пополнения запаса воды или возите с собой дополнительную емкость. Второй ресурс, который быстро исчерпывается — заряд аккумулятора. Решается проблема наличием генератора (бензинового или дизельного).

Есть стоянки, предназначенные для кемперов, в которых автодом может подключатся к сети при помощи переноски. На таких площадках торчат столбики с розетками. К ним и подключают дом на колесах (за отдельную плату).

Обслуживание во время путешествия

Во время путешествия в автодоме приходится следить за наличием воды. Запас нужно пополнять, а использованную воду сливать (есть специальная емкость, которая опорожняется через сливное отверстие). Уровень воды обычно контролируется на панели водителя (индикаторы) и на панели в салоне.

Еще одна операция обслуживания — очищение и заправка . Емкость надо опорожнить (в Европе есть специально отведенные места на кемпингах) и заполнить средствами в зависимости от типа. Так что нужны в дороге еще и средства для биотуалета и забывать их нельзя. Как часто необходимо проделывать эту операцию? Раз в два дня при регулярном использовании и раз в неделю при использовании только в случае крайней необходимости.

В кухонном отсеке обычно размещают два газовых баллона. Один рабочий, второй — резервный. Газовые баллоны подключены не только к плите. От них еще поступает газ для подогрева воды в душе, на воздушный обогреватель. Также газ обеспечивает работу холодильника. Если баллоны заправлены полностью, их хватает недели на две умеренного использования.

Состояние электросети салона дома на колесах отображается на специальной панели, которая находится обычно над входной дверью. Иногда тут же выведены индикаторы уровня воды. На этой панели включается/отключается питание салона. Есть тут возможность проконтролировать уровень заряда аккумулятора автомобиля и салона (их два). При низком заряде включается световая сигнализация (красная лампочка). Свет есть надо кухонным отсеком, при входе в санузел, есть несколько ламп по салону, у каждого спального места есть отдельные светильники с выключателями.

Общее устройство и эксплуатация

Центральное место в салоне — стол со скамейками. Количество посадочных мест зависит от «человекоемкости» модели. Напротив стола обычно размещается газовая плита и мойка. И плита, и мойка закрываются крышками — получается рабочая поверхность. Рядом с плитой размещены две-три розетки на 230 В. Они работают только если кемпер подключен к сети через переноску. Тут же стоит холодильник. Обычно он работает от аккумулятора или от сети, но в некоторых моделях может работать и от газа. Для выбора источника питания есть переключатель. Можно поставить какой-то определенный или выбрать режим «авто», в котором агрегат сам решает, от какой сети ему питаться.

Если есть воздушный обогреватель. Есть два вариант — газовый и дизельный. Работать обогреватель может в двух режимах: летнем и зимнем. На летнем режиме включен только подогрев воды (от 40° до 60°), в зимнем еще подогревается воздух. Температура воздуха в салоне регулируется отдельной ручкой. Количество режимов зависит от модели, но обычно их не менее пяти. Воздух подогревается при помощи конвектора, который разогревает небольшой объем в считанные минуты. Отключение и включение конвектора происходит автоматически — по показаниям термодатчиков, которые находятся в салоне.

Если дом на колесах имеет туалет и душ, этот отсек отгорожен. В обычном состоянии доступны туалет и умывальник, шкафчик для всякой мелочи. Для принятия душа надо «вынуть» створки душевой кабины. При этом они прикроют дверь, умывальник утопиться в стену, места станет чуть больше, но все равно не слишком просторно. Так как запас воды очень ограничен, душем, как правило, пользуются редко.

Спальные места, окна и шкафы

Кемпер — наиболее комфортный дома на колесах. В нем достаточно места для полноценного отдыха. Количество спальных мест зависит от модели. Есть автодом на двух человек, есть на шесть, соответственно количество спальных мест разное. Но, в любом случае, отдохнуть можно с достаточным уровнем комфорта. Спальные места могут располагаться:


Дом на колесах имеет несколько окон, которые закрываются жалюзи. Могут открываться на проветривание. При движении они должны быть закрыты, но на стоянке при дневном свете дают достаточно света, а открыв все окна, можно быстро проветрить салон.

В верхней части располагаются шкафчики с полочками для вещей и посуды. Все дверки имеют замки — чтобы вещи при движении не вылетали. Чтобы при маневрах посуда не грохотала, в такие шкафчики перед началом движения желательно укладывать что-то мягкое и упругое (махровые полотенца, например).

Краткий обзор домов-прицепов

Дома-прицепы еще называют дача на колесах. Потому что есть модели со всеми удобствами. Такой дом на колесах можно поставить на тех участках, где строительство не разрешено. Зарегистрирован он будет как жилой прицеп, так что не попадает под сферу деятельности наблюдающих организаций. Есть модели передвижных домов в прицепе только с минимумом — спальные места и обеденная зона. Тут уж каждый выбирает под свои требования. Бывают прицепы-дома нескольких типов.

Это тоже дом на колесах в прицепе … Futuria с бассейном, гаражом для спортивного автомобиля, гостиной и спальней

Стационарный прицеп жесткими стенками

Такие прицепы есть на разное количество спальных мест — от 2-х до 6-ти. Длина — от 3,6 метров, высота — от 2,5 метра, ширина — от 2,2 м. Могут быть с утеплением и без. По набору удобств может не уступать автодому: кухня с мойкой и холодильником, санузел с душем и биотуалетом, обогрев помещения. Но такой набор может быть только в немаленьком по размеру прицепе.

Дом на колесах в прицепе — разрез и одна из возможных планировок

Самые простые модели могут обеспечить только место покушать и поспать. И учтите, что во время транспортировки находится в прицепе нельзя. При выборе, кроме набора удобств, обращайте внимание на массу (с загруженной водой, газом и т.д.). Вам надо оценить, сможет ли ваше авто перемещать такую массу.

Прицеп-палатка

Этот тип раскладного дома на колесах. Практически все они — для летней эксплуатации, так как утепления нет. В сложенном состоянии высота прицепа чуть более метра. По количеству «комнат» и спальных мест они бывают разными. Спальные места обычно организуются в самом прицепе, а остальные помещения под тентом, который располагается на грунте. Комплектуется такой дом на колесах обычно небольшой газовой печкой и мойкой. Печка подключается к баллону с газом, вода в мойку подается при помощи маленького погружного насоса, который опускают в емкость с водой. Есть три разновидности:


В этой категории своя иерархия цен. Мало того что отличаются они по размерам и количеству спальных мест, есть еще значительная разница по материалоемкости, что неизменно отражается на цене. Самые дорогие — прицепы-палатки с жесткими стенками и крышей. Остальные две категории примерно равны по стоимости.

Прицеп на полугрузовик

Этот дом на колесах называют «нашлепка». Все потому, что он ставится в полуприцеп определенных моделей машин — с открытым багажником. Часть его нависает над кабиной, часть находится в кузове, и еще небольшой «хвост» свисает сзади.

Такие модели у нас пока редкость, да и за рубежом их не так много. Для владельцев полу-грузовиков очень неплохой выход.

И что выбрать?

Передвижной дом на колесах в прицепе — это неплохой выбор, если у вас есть авто с мощным двигателем, которое в состоянии тянуть немалую массу. Такой агрегат стоит раза в два-три меньше кемпера (фургона для путешествий) Но при подборе обращайте внимание на общую массу и длину каравана. При превышении норм необходима другая категория водительских прав. И имейте в виду, что большая часть прицепов не рассчитана на езду по бездорожью. Есть модели и для плохих дорог, но ценник у них гораздо выше.

Прицеп-палатка — это уже менее комфортный отдых, но большее количество моделей, которые можно тянуть по бездорожью. Они — отличная замена обычной палатке. Спать-то лучше в прицепе, а не на земле. А отдыхать готовить, купаться, можно и под тентом.

Похожие статьи